|
24 Но деятельность, на которую затрачиваются большие усилия,
выполняемая тем, кто ищет удовлетворения своим желаниям, и проистекающая
из чувства ложного эго, называется деятельностью в гуне страсти.
25 А деятельнось, совершаемая в иллюзии, в пренебрежении
наставлениями шастр, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или
причиняемых другим страданиях считается принадлежащей к гуне невежества.
26 Тот, кто исполняет свой долг, свободный от влияния гун
материальной природы и ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом,
одинаково стойкий в успехе или поражении, считается действующим в гуне
добродетели.
27 Тот, кто работает, будучи привязан к своей работе и ее
плодам, кто желает наслаждаться этими плодами, кто жаден, всегда
завистлив, нечист и движим радостью и печалью, считается пребывающим в
гуне страсти.
28 А тот, кто постоянно занят деятельностью, противоречащей
наставлениям шастр, материалистичный, упрямый, лживый и изощренный в
оскорблении других, ленивый, мрачный и медлительный, тот считается
действующим в гуне невежества.
29 Теперь, прошу тебя, о завоеватель богатств, выслушай подробно
о различных видах понимания и решимости в соответствии с тремя гунами
материальной природы.
30 О сын Притхи, то понимание, посредством которого человек
знает, что следует делать, и что не следует, чего надо бояться, и чего
не надо, что связывает, и что освобождает, такое понимание относится к
гуне добродетели.
0
- 41 -
31 О сын Притхи, то понимание, которое не видит различия между
религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать,
и которые совершать не следует, принадлежит к гуне страсти.
32 Понимание, принимающее безверие за веру, а веру за безверие,
находящееся под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном
направлении, о Партха, находится в гуне невежества.
33 О сын Притхи, непоколебимая решимость, неотступно
поддерживаемая практикой йоги, и которая таким образом контролирует
деятельность ума, жизни и чувств, есть решимость в гуне добродетели.
34 Но та решимость, с которой человек устремляется к плодам
религии, экономического развития и чувственного удовлетворения, имеет
природу страсти, о Арджуна.
35 А та решимость, которая не помогает преодолеть сон страх,
печаль, угрюмость и заблуждения, о сын Притхи, такая глупая решимость
принадлежит к гуне тьмы.
36 О лучший из Бхарат, теперь, прошу тебя, выслушай от Меня о
трех видах счастья, которым наслаждается обусловленная душа, и благодаря
которому она иногда может обрести свободу от всякого страдания.
37 То, что в начале подобно яду, а в конце подобно нектару и что
пробуждает человека к самоосознанию есть счастье в гуне добродетели.
38 То счастье, что возникает от соприкосновения чувств с их
объектами, что вначале подобно нектару, а в конце - яду, имеет природу
страсти.
39 То счастье, которое слепо к самореализации, которое призрачно
с начала до конца, которое проистекает из сонливости, лености и иллюзии,
имеет природу невежества.
40 Нет ни одного существа ни на этой планете, ни среди полубогов
на высших планетных системах, которое было бы свободно от этих гун,
порожденных материальной природой.
41 Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры отличаются качествами,
порожденными их собственной природой, в соответствии с материальными
гунами, о покоритель врагов.
42 Спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение,
честность, знание, мудрость и религиозность - вот природные качества,
присущие брахманам.
|
|