|
9 Субстанции, обладающие такими качествами, как очень маленькие размеры,
чистота, легкость, с преобладанием звука, относятся к первоэлементу Эфир (Акаша
махабхута). Они образуют полости и порождают легкость.
10 Нет ни одной субстанции в этой Вселенной, которую нельзя было бы
использовать в лечебных целях, причем не одним способом.
11 Субстанции с преобладанием Огня и Воздуха имеют склонность к поднятию вверх,
а те, что с преобладанием Земли и Воды – к опусканию вниз.
Это все о субстанциях, а о вкусах мы поговорим ниже.
12 Некоторые авторы утверждают, что тяжесть, маслянистость, холодность,
мягкость, легкость, сухость, горячесть и подвижность – восемь Вирйа – потенций.
13 Чарака пишет, что эти качества соединены с действием, без Вирйа нет действия,
все действия идут от Вирйа.
14-15 Тот, кто считает, что тяжесть (и остальные качества) являются Вирйа,
приняли это после долгого изучения, ибо из всех существующих качеств эти восемь
– главные, их действие наиболее сильное и важное в повседневной жизни, и в
большинстве субстанций заметное в первую очередь.
16 Вкус и остальные качества (помимо этих восьми) также могут называться Вирйа,
но они так не называются, так как они не подходят (под те четыре тезиса,
которые приведены в предыдущем стихе). Поэтому тяжесть и остальные (семь) –
Вирйа.
17 Некоторые авторы считают, что только тепло и холод являются Вирйа. Они это
мотивируют тем, что субстанции очень многообразны и обладают огромным
количеством качеств, но самые сильные - Огонь (Агни) и Вода (Сома), совсем как
Вйакта и Авйакта (проявленность и непроявленность) этой Вселенной, и, различая
их, невозможно ошибиться.
18-19 Ушна вирйа – горячая Вирйа формирует головокружение, жажду, истощение
(без предварительной физической работы), испарину, жжение, сильное и быстрое
пищеварение, уравновешивает Вату и Капху. Сита вирйа – холодная Вирйа отвечает
за соединение (диссимиляцию), жизнь, медлительность и очищение крови и Питты.
20 В процессе переваривания пищи, в конце пищеварения, из-за действия
Джатхарагни – огня пищеварения, происходит изменение вкуса пищи. Этот процесс
носит название Випака (послевкус).
21 Сладкий и соленый вкусы превращаются в сладкий, кислый не меняется, горький,
вяжущий и острый становятся острым.
Действие вкуса и послевкуса сходно.
22 Субстанции проявляют свои положительные или отрицательные качества иногда
благодаря вкусу, иногда – послевкусу, иногда вследствие качеств, иногда – в
силу Вирйа, а иногда из-за Прабхавы - особых качеств.
23-24 Если один из вышеперечисленных факторов оказывается сильнее остальных, то
он захватывает власть и от него зависят качества субстанции. Если происходит
взаимодействие противоположных качеств, то они взаимно ослабляются.
25 Если же они равны по силе, Випака побеждает вкус, они в соединении побеждают
Вирйа, а Прабхава побеждает их всех. В этом заключается ее природная сила.
26 Если в субстанции вкус и все остальные качества примерно равной силы, то ее
качества проистекают от Прабхавы. Например, кротон идентичен с плюмбаго
зейландским по сочетанию вкусов и т.д., однако кротон обладает выраженным
слабительным действием, а плюмбаго – нет. Аналогично, солодка голая и виноград
культурный – виноград послабляет, а солодка – нет. Топленое масло сходно с
молоком, но масло усиливает пищеварение, а молоко нет.
27-28 Так вкратце описаны основные действия субстанций и остальные (их
качества). Однако есть особая категория субстанций, называемая Вичитра
пратйайарабдха. Можно привести такой пример: пшеница и ячмень обладают
одинаковыми качествами (тяжелые и сладкие), однако пшеница уравновешивает Вату,
а ячмень – обостряет; рыба горячая по Вирйа, а молоко – холодное, но оба –
сладкие и тяжелые; сладкое мясо льва после переваривания становится острым, а
свинина – нет.
Так заканчивается глава Дравйади виджнанийа (наука о субстанциях), девятая в
Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри
Вайдйапати Симхагупты.
Глава 10. Классификация вкусов
|
|