|
истощенных, вино – после мяса и для тех, у кого слабый Агни, молоко как нектар
для тех, кто ослаблен болезнью, лечением, прогулками на длинные дистанции,
болтовней, сексуальными отношениями, постом, солнцем и др., для истощенных,
стариков и детей.
51 Для запивания идеален тот напиток, который обладает качествами,
противоположными съеденной пище, но не обладает с ней несовместимостью. Такой
напиток всегда полезен.
52 Анупана [Напиток, который пьется после еды] бодрит, порождает
удовлетворенность, помогает правильному движению пищи по пищеварительному
тракту, дает силу, разбавляет и разбивает плотные комки пищи, облегчает
смачивание пищевого комка и его переваривание.
53 Анупана не рекомендуется при болезнях, расположенных выше ключиц, одышке,
кашле, повреждениях грудной клетки, рините, хрипах, для певцов и декламаторов
(людей, которым приходится долго и много говорить).
54 Питье жидкости не рекомендуется при водянке, полиурии, диабете, болезнях
глаз, горла и ранах.
Люди, вне зависимости от конституции, после питья жидкости не должны петь или
громко говорить, много ходить, спать; перегреваться под солнцем или у огня,
путешествовать на повозке (ИЗБЕГАТЬ ТРЯСКИ!), плавать и ездить на верховых
животных после еды.
55 Идеальное время для принятия пищи – после мочеиспускания и дефекации, когда
ум спокоен, когда доша движутся по свойственным им каналам, когда отрыжка чиста
(без запаха и вкуса), когда голод достиг максимума, когда нечистоты легко
опускаются вниз, когда пик Агни, когда органы чувств спокойны, когда в теле
чувствуется легкость. Пища должна приниматься со всеми правилами и процедурами.
Это идеальное время.
Так заканчивается глава Матрашитайа (режим принятия пищи), восьмая в
Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри
Вайдйапати Симхагупты.
Глава 9. Наука о субстанциях
(ДРАВЙАДИ ВИДЖНАНИЙА)
Сейчас мы поведаем главу Дравйади виджнанийа (наука о субстанциях), как поведал
Атрейа и другие великие мудрецы.
1-2 Субстанции обладают вкусом и другими качествами, ведь именно по качествам
познается субстанция.
Субстанции состоят из пяти первоэлементов. Они являются субстратом Земли
(Притхви бхута), Воды (Ап), Огня (Агни), Воздуха (Вайу) и Эфира (Акаша),
сочетания которых порождают ее качества. Субстанции характеризуются по
первоэлементу, преобладающему в их составе.
3 Вкусы бывают двух типов – проявленный – Раса и не проявленный, вторичный,
ощущаемый уже после первого вкуса – Анураса.
4 Гуру (тяжесть) и остальные качества (Гуны), присутствующие в субстанциях,
проявляются через вкус. Гуны описываются как атрибут вкуса, ведь они очень
тесно связаны между собой.
5 Субстанции, обладающие такими качествами, как тяжесть, громоздкость,
массивность, с преобладанием запаха относятся к первоэлементу Земля (Притхви
махабхута). В организме они дают тяжесть, стабильность, плотность и рост.
6 Субстанции, обладающие такими качествами, как жидкое агрегатное состояние
[Санскритское слово "Дравата" характеризует все жидкие субстанции. К сожалению,
в русском языке нет слова "жидкостность", дословно переводящее это слово],
холодность, тяжесть, маслянистость, текучесть и густота, с преобладанием вкуса,
относятся к первоэлементу Вода (Ап махабхута). Она отвечает за соединение,
секрецию, увлажнение, удовлетворение и смачивание.
7 Субстанции, обладающие такими качествами, как сухость, острота, теплота,
подвижность, небольшие размеры, с преобладанием цвета и формы, относятся к
первоэлементу Огонь (Агни, или Теджо махабхута). Они вызывают жжение, блеск
(румянец), окрашивание и обмен веществ.
8 Субстанции, обладающие такими качествами, как сухость, подвижность, легкость,
с преобладанием Спарша танматра [Слово "спарша" дословно переводится как "то,
что прикасается или вызывает ощущение прикосновения"] относятся к первоэлементу
Воздух (Вайу махабхута). Они вызывают сухость, легкость, движение (во всех его
проявлениях), ясность и истощение.
|
|