|
дождевой водой категорически запрещается.
Аналогично, смешивание меда и семян лотоса;
медовухи, виноградного вина и браги;
молочных напитков и напитков из кукурузной муки;
куркумы и горчичного масла.
Листья базеллы белой при смешивании с кунжутной пастой вызывают понос.
Мясо журавля-красавки несовместимо с вином и сваренными на пару бобовыми, а
приготовленное в свином жире быстро уносит жизнь.
Соответствующее действие оказывает мясо черной и серой куропатки, павлина,
игуаны и перепела, приготовленные с использованием касторового масла или на
дровах из клещевины.
Мясо харидры (желтая птица), приготовленное на барбарисовых [Любого вида]
дровах, обладает сходными качествами.
Оно же, запеченное в золе и принятое с медом, приводит к сходному результату.
Одним словом, субстанции, при соединении которых происходит увеличение (или
накопление) доша, без своевременной эвакуации их из организма, называются
несовместимыми. Лечение для них – ранее описанные способы очищения или
смягчающая терапия посредством субстанций или действий, обладающих
противоположными качествами. Тело же можно вернуть в здоровое состояние с
помощью субстанций со сходными ему качествами.
Несовместимая между собой пища не порождает болезни у того, кто физически
активен и любит жирную пищу, у кого сильный огонь пищеварения, у взрослых и
сильных; принимаемая в небольших количествах и вошедшая в привычку после
длительного употребления.
Нездоровая (пища, питье, деятельность), вошедшая в привычку из-за длительного
использования, должна устраняться постепенно, шаг за шагом.
Аналогично, здоровая (пища, питье, деятельность) должна начинаться постепенно,
с интервалом в один, два или три дня.
Резкое прекращение вредной (деятельности, пищи и т.д.) и столь же резкое начало
здоровой (деятельности, пищи и т.д.) ведет к возникновению болезней сатмйа
(возникающих из-за привычки) и асатмйа (возникающие из-за отсутствия привычки).
Негативные последствия уменьшаются постепенно и хорошие нарастают постепенно,
достигая необратимого и стабильного состояния.
Разумный человек, позволяющий себе нездоровую деятельность (пищу и т.д.), не
должен потворствовать разрушающим (здоровье) факторам, о которых он знает и
которые быстро разрушают тело.
Еда (ахара), сон (шайана) и секс (абрахмачарйа), при правильном приложении
поддерживают тело, как дом поддерживают колонны.
Пища была описана раньше, сейчас речь пойдет и об остальных.
Счастье и несчастье, питание (тела) и истощение, сила и слабость, сексуальная
сила и импотенция, знание и невежество, жизнь и ее противоположность (смерть) –
зависят ото сна.
Сон не в положенное время, избыточный или недостаточный – разрушает счастье
(здоровье) и жизнь, подобно Каларатри (Богине смерти).
Работа по ночам (вместо сна) ведет к сухости в теле, дневной сон ведет к
увеличению жира в теле, дремота в течение дня в комфортной сидячей позе не
сушит и не увеличивает жир.
Дневной сон полезен летом, ведь в этот сезон Вата слегка увеличен и увеличена
сухость из-за усиленного действия солнца и коротких ночей. В остальные сезоны
он увеличивает Капху и Питту. Он полезен для слишком болтливых, много читающих,
ходящих пешком, выпивающих, часто предающихся сексуальным удовольствиям,
носящим тяжести, занятым физическим трудом, легко поддающимся гневу, страху и
печали, страдающих икотой, одышкой, детям, ослабленным, истощенным, с
повреждениями грудной клетки, болью в желудке, нарушениями пищеварения,
изнасилован-ным, пьяным (отравленным), привыкшим спать днем. Он поддерживает
баланс семи Дхату и Капха доша, способствуя формированию тела.
Человек, имеющий много жира и Капхи, любящий жирную пищу, не должен спать днем.
Страдающий от яда и болезней груди не должен спать ночью.
Сон в не установленное время ведет к невежеству, жару, усталости, полипам носа,
головной боли, водянке, тошноте, нарушению функций межтканевых пор и снижению
силы Агни. Лечение – пост, рвота, интенсивное потение и насйа.
|
|