|
уменьшившаяся за время сезона дождей, резко увеличивается. Именно поэтому в это
время рекомендуется прием Тикта гхрита (ее рецепт будут описан в 19 главе
Чикитша стханы), слабительного и кровопускание.
50 Человек должен есть горькую, сладкую или вяжущую пищу, легко
переваривающуюся, например рис, горох, сахар, амалака, мед, трихозантес
двудомный и мясо диких животных.
51-52 Вода, в течение длительного времени днем нагретая жаркими
солнечными лучами, ночью охлажденная лунным светом, очищенная светом звезды
Агастья [Соответствует звезде Канопус (современное название)], чистая,
незагрязненная, балансирующая доша называется Хамсодака. Она не продуцирует
секрет внутри мелких каналов, тем самым не блокируя их, не сухая (не создает
сухости из-за нехватки смазки), для питья она как Амрита (нектар бессмертия) и
может использоваться для разных нужд.
53 Вечера надо проводить на террасе, выкрашенной в белый цвет, натирать
тело сандаловой пастой, пастой из Vetiveria zizanoides или экстрактом камфорной
корицы, носить жемчужное колье и красивые одежды, гулять при свете луны.
54 Следует избегать снегопада, использования щелочных субстанций,
переедания тяжелой пищи, йогурта, жиров, масел, пребывания под прямыми
солнечными лучами, дневного сна, восточного ветра и алкоголя.
55-56 В холодное и в дождливое времена года в рационе должна преобладать
пища первых трех вкусов (соленая, кислая и сладкая); последние три – весной;
сладкий – летом; сладкий, горький и вяжущий – осенью; весной еда и питье не
должны содержать жиров; летом и в начале сезона дождей они должны быть
холодными, а в остальные сезоны – наоборот (теплые).
57 Так или иначе, вне зависимости от сезона, в идеале ежедневный рацион
должны входить все шесть вкусов (для поддержания здоровья), но все же в каждый
из сезонов должна преобладать пища соответствующего вкуса.
58 Неделя в начале и в конце каждого сезона называется Ритусандхи
(соединение сезонов). В течение этого периода режим, указанный для предыдущего
сезона должен очень плавно и постепенно сменяться режимом, описанным для
наступающего сезона. Нарушения этого правила ведут к возникновению заболеваний,
причиной которых является Асатмйа (сбитый режим, порядок).
Так заканчивается глава Ритучарйа (годовой режим), третья в Сутрастхане Аштанга
Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати
Симхагупты.
Глава 4. Профилактика болезней
(РОГАНУТПАДАНИЙА)
Сейчас мы поведаем главу Роганутпаданийа (профилактика болезней), как поведал
Атрейа и другие великие мудрецы.
1 Побуждение к испусканию газов, кала, мочи или семени, чихание, жажда, голод,
сон, кашель, вздохи, зевание и рвота должны реализовываться вовремя.
2 Задержка испускания газов ведет к вздутию живота, боли, поднимающейся вверх
по кишечнику, нарушению движения газов по кишечнику, мочи, кала, нарушению
зрения, расстройствам пищеварения, сердечным болезням.
3 Задержка дефекации ведет к возникновению болей в малом тазу, слизетечению из
носа, головным болям, движению воздуха вверх по кишечнику (отрыжке), острой
боли в прямой кишке, давлению за грудиной, рвоте калом и симптомам, описанным в
предыдущем стихе.
4 При задержке мочеиспускания возникает острая боль во всем теле, образование
мочевых камней, боль в мочевом пузыре, половом члене и мочевыводящих путях, а
так же болезни, описанные выше (в предыдущих стихах).
5-7 Для этих (болезней, возникающих от задержки газов, кала и мочи) лечение –
ректальные суппозитории, масляный массаж и ванны, иммерсионные ванны, струйный
массаж, интенсивное потение и клизма.
При болях, вызванной задержкой дефекации, еда и питье должны способствовать
быстрой эвакуации кала.
При болях, вызванных задержкой мочеиспускания, до завтрака пьют гхи (топленое
масло). Соответственно, выполняется и питье максимальной дозы гхи в конце
пищеварения в полдень и перед сном (Авапидака снеха).
8 Задержка срыгивания ведет к потере аппетита (вкуса), тремору, ощущению
сдавления за грудиной в области сердца, вялости, икоте, кашлю. Лечение
аналогично лечению икоты.
|
|