|
"Вала", скрывающего в пещере коров бога Индры. В "Слове о полку Игореве"
древний певец Боян назван Велесовым внуком, что дало некоторым исследователям
трактовать его как покровителя искусств, в частности обрядовых песен и
поэтического творчества. Велес действительно был покровителем домашнего скота и
хозяйства, но кроме этого также и домашнего очага, благополучия, достатка и
помощником человеку во всех премудростях его крестьянской жизни, поскольку
покровительствовал человеку в период его жизни с 24 до 48 лет, когда человек
становился семьянином и полноправным членом общества. Именно в этот период
человека начинали "ВЕЛичать", т.е. называть по имени-отчеству, и он мог
поВЕЛевать. Само слово ВОЛОС (ВЕЛЕС) происходит от слова ВОЛ, т.е. рабочий бык,
кормилец семьи. Окончание "с" в слове
ВЕЛЕС, как и в слове ХОРС, означает уважительное отношение к данному лицу,
вспомним ещё не так давно существовавшую на Руси манеру вежливого обращения:
"Да-с", "Что изволите-с", "Здравствуйте-с" и т.д. У греков и литовцев это
добавление в итоге слилось с самим словом.
СВЕНТОВИТ (Световит, Святовид, Святович). В западнославянской мифологии
считается богом богов. Его описание встречается у двух древних авторов
Гельмольда и Саксона Грамматика. Последний в 1169 году 15 июня (в день Святого
Вита) стал свидетелем разрушения его храма в Арконе. Согласно этих описаний
Свентовит был высшим богом, связанным с войной и победами. Его атрибуты были -
меч, знамя, боевые значки, в том числе изображавшие орла и копья. Ответы
оракула храма Свентовита считались наиболее весомыми. Вот как описывает его
Саксон Грамматик. Его статуя сверхчеловеческой величины с четырьмя головами,
каждая из которых с глубокомысленным выражением лица смотрит на одну из сторон
света. В правой руке он держал рог, составленный из разных металлов и
наполненный вином. Одежда его висела ниже колен, а ноги были сделаны из другого
дерева. Четырёхглавость Свентовита позволила Б.Рыбакову сделать вывод, что он
был богом Вселенной. Но с этим согласиться нельзя. Четырёхглавость показывает
его главенство среди четвёрки кастово-возрастных богов, а то, что он
встречается иногда и триглавым, говорит о том, что его период был самым главным
для человека и общества. Само имя состоит из двух корней "Свент" - святой,
светящийся и "вит" - летающий, мечтающий, возносящийся, дословно - летающий
свет, высокий свет (на санскрите "вити" - тоже означает свет). И назван он так
потому, что к 48 годам человек достигал такой внутренней силы, что сделанные им
предметы имели внутренний свет. Это и понятно - к этому возрасту человек
обретал способность высшего мастерства во многих искусствах и его изделия
становились просто шедеврами. По убеждению древних передаваемый предмет
передавал новому владельцу и свойства мастера. В этом же периоде человек мог
заниматься и военным искусством, что отразилось в поздней функции Свентовита,
как покровителя воинов. Но Свентовит покровительствовал вообще всем людям после
48 лет (в том числе и воинам) и всему тому, чем занимался человек в этом
возрасте. Поэтому его можно считать и богом ремёсел, в том числе, военных, но
никак ни богом богов. Такое представление возникло в силу существовавших
распрей между народами, в результате которых славяне теряли главных богов и
передавали их функции менее главным. Западным славянам Свентовит
покровительствовал вплоть до 12 века.
ВЕЙ (ВАЙ) - покровительствовал человеку после 72 лет. На это указывает
сохранившееся слово "фея" мудрая, долгоживущая и всегда молодая волшебница. Со
словом "Вей" связаны древнейрусские слова: "веко" ("вейко") и "век" -
продолжительность жизни, хотя они возникли позже, когда люди стали жить менее
ста лет. Более древние смыслы, связанные с этим богом - "веять" и "ветер",
откуда происходит индусский бог ветра "Вата". Но борейский Вей не связан с
воздушной стихией, поскольку относится к водной. Связь с воздухом у него
возникла потому, что он являлся одним из проявлений Дажбога, т.е. подающего
блага бога, бога погоды. То, что Вей входил в Триглава-Дажбога (другое название
Дажбога, как выяснил Фамицин - Трибог), следует из того, что праздник Вея
приходится на Масленицу, когда праздновался день Дажбога. О Вее существуют
только фольклорные данные. Его внешний вид описан в гоголевском произведении
"Вий", хотя в этом описании больше фантазий и страха перед силами тьмы, к
которым Вей не имеет никакого отношения.
Более вероятный его вид: молодого юного волшебника, как это сохранилось у
скандинавов в описании "фей". Вею в римской мифологии соответствует "Вейовис" -
бог подземного мира. Такая интерпретация этого бога пошла после того, как люди
стали жить меньше 72 лет и фактически этот бог мог покровительствовать человеку
только на том свете.
Сказанное о кастово-возрастных богах представлено в таблице 4.
--------T------------T-------------T------------------------¬
¦Стихия ¦ Варны ¦ Период ¦ Покровительствующий бог¦
¦ ¦ ¦ ¦ и вариации его имени ¦
+-------+------------+-------------+------------------------+
¦Огонь ¦ Волхвы ¦ 0 - 24 года ¦ Хорс (Хырс, Хъср); ¦
¦Земля ¦ Крестьяне ¦24 - 48 лет ¦ Велес (Волос, Влес); ¦
¦Воздух ¦ Воины ¦48 - 72 года ¦ Свентовит (Свентовид); ¦
¦Вода ¦ Старейшины ¦72 - 96 лет ¦ Вей. ¦
L-------+------------+-------------+-------------------------
Таблица 4. Покровительствующие варнам боги
После 96 лет люди снова поклонялись Хорсу, и все периоды покровительства
богов повторялись сначала.
|
|