|
Б. А. Рыбаков
Я З Ы Ч Е С Т В О Д Р Е В H Е Й Р У С И
Москва
1987
Книга -- продолжение монографии Б. А. Рыбакова "Язычество
древних славян", вышедшей в 1981 г. Она посвящена роли древней
языческой религии в государственной и народной жизни Киевской Руси
до принятия христианства. Автор показывает высокий уровень языческих
воззрений и обрядов накануне крещения Руси, их проявление в
общественной жизни, в прикладном искусстве, в церковных обрядах. Для
историков, искусствоведов, широкого круга читателей.
Рецензенты: В. П. ДАРКЕВИЧ, С. А. ПЛЕТНЕВА
Издательство "Наука", 1987 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
=====================================================================
Предисловие
Часть первая
ЯЗЫЧНИКИ "ТРОЯНОВЫХ ВЕКОВ"
Глава первая. ПРЕДКИ РУСИ
Глава вторая. ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
Глава третья. СВЯТИЛИЩА, ИДОЛЫ И ИГРИЩА
Глава четвертая. КАЛЕНДАРНЫЕ "ЧЕРТЫ И РЕЗЫ"
Часть вторая
АПОГЕЙ ЯЗЫЧЕСТВА
Глава пятая. НА ПОРОГЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Глава шестая. ЯЗЫЧЕСТВО СЕВЕРНЫХ ОКРАИН
Глава седьмая. ЖРЕЧЕСКОЕ СОСЛОВИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Глава восьмая. ПРОТИВОБОРСТВО ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА в X в.
Глава девятая. ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВЛАДИМИРА
Часть третья
ДВОЕВЕРИЕ (XI-XIII вв.)
Глава десятая. ДОМ В СИСТЕМЕ ЯЗЫЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Глава одиннадцатая. НАРОДНЫЕ ОБЕРЕГИ
Глава двенадцатая. ЯЗЫЧЕСТВО В ГОРОДСКОМ БЫТУ XI-XIII вв.
Глава тринадцатая. ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНЕСТВА XI-XIII вв.
Глава четырнадцатая. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛАВЯНО-РУССКОГО
ЯЗЫЧЕСТВА
ПРЕДИСЛОВИЕ
=====================================================================
Эта книга является прямым продолжением, как бы вторым томом,
моего исследования "Язычество древних славян", вышедшего в 1981 г.
В первой книге автора интересовали прежде всего глубокие корни тех
народных религиозных представлений, которые охватываются
неопределённым термином "язычество".
При выяснении этих корней и глубины народной памяти
приходилось широко пользоваться не только отрывочными сведениями об
археологических реалиях древности, но и данными народного искусства
и фольклора XIX в. и средневековыми поучениями против язычества,
написанными в XI-XIII вв. Эти экскурсы в более поздние эпохи служили
только одной цели -- помочь выяснению первичных форм мифологии, её
истоков и, насколько это было возможно, определению времени
возникновения тех или иных религиозно-мифологических представлений.
Углубление в палеолит или энеолит не являлось самоцелью и отнюдь не
означало полной и всесторонней обрисовки представлений этих эпох.
Автору важно было показать, что элементы мировоззрения глубочайшей
древности сохранились в крестьянской среде России вплоть до XIX, а
кое в чем и до начала XX в. Это давало право широко использовать
такой драгоценный материал, как этнографический, для всех
промежуточных эпох.
Данный, второй, том посвящен, во-первых, анализу
|
|