Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
                  Вокруг огней люди стоят, 
                  Люди стоят колядуют
                  Ой, коляда, коляда!
                  Ты бываешь, коляда
                  Накануне рождества 40.

 -----------------------------------
      40 Шейн П. В.  Великорус  в  своих  песнях,  обрядах,  обычаях,
  верованиях, сказках, легендах и т. п. Великор. № 1046, СПб.,  1898,
  т. I, вып. 1.

      Коляда праздновалась не только под рождество,  но  и  на  Новый
  год (языческий): "Аще кто в 1 день енуара на коляду идеть,  яко  же
  пьрвее погани творяху, а покаеться -- яко от сотоны есть  игра  та"
  (Кормч. XIII). К концу XIII в. празднование коляды было  перенесено
  на  церковный  Новый  год,  начинавшийся  с  1  марта:  "Коляды  --
  наречаемая ошестъкы и в 1 день марта месяца совершаемое  тържьство"
  (Срезневский И. М. Материалы ... Новг. Кормчая 1280 г.).
      Другая   более   ранняя   запись   подобной   обрядовой   песни
  раскрывает сущность ритуальной церемонии  --  принесение  в  жертву
  козла:

                  За рекою за быстрою
                  Леса стоят дремучие,
                  Огни горят великие,
                  Вокруг огней скамьи стоят,
                  Скамьи стоят дубовые,
                  На тех скамьях добры молодцы,
                  Добры молодцы, красны девицы
                  Поют песни колнодушки (колядные).
                  В середине их старик сидит,
                  Он точит свой булатный нож.
                  Котел кипит горючий;
                  Возле котла козел стоит -- 
                  Хотят козла зарезати... 41-42

 -----------------------------------
      41-42  Снегирев   И.   Русские   простонародные   праздники   и
  суеверные обряды. М., 1838, вып. II, № 4.
      В  новогодних  подблюдных  песнях,  интересных  своей  архаикой
  ("змеиная крылица", "ядор-сударь" -- "ящер"?),  после  славы  хлебу
  нередко поется о том, что "за рекой мужики  живут  богатые,  гребут
  жемчуг лопатами": (См.: Чичеров В. И. Из истории новогодних  игр  и
  песен русского народа. -- Сборник "В. В. Виноградову...". М., 1956,
  с. 277), "За рекой..." -- т. е. в том ритуальном урочище, где горят
  огни  горючие,  где  происходят  жертвоприношения.  В   докняжеской
  языческой Москве таким сакральным урочищем был,  очевидно,  высокий
  берег Заяузья  --  Красный  холм,  на  котором,  судя  по  названию
  "Болваны" (у Таганки), находились некогда идолы.  Общая  подблюдная
  песня о богатых мужиках за рекой, в Москве была конкретизирована:

                  У Спаса на Чигасах за Яузою 
                  Живут мужики богатые 
                  Гребут золото лопатами, 
                  Чисто серебро лукошками. 
                                       Слава!

      Древний  Спасо-Чигасовский  монастырь   находился   на   склоне
  Болвановской  горы  (Красного  холма).  Близ  него  в  XV  в.  была
  поставлена церковь святого Никиты, "прогонителя бесов".

      Для "соборов"  или  "событий"  большего  масштаба,  чем  жители
  одного  поселка,  для  населения  верви  или  тем   более   племени
  требовались более отметные горы, которые  из  году  в  год  служили
  местом больших языческих богослужений. Археологические примеры таких
  святилищ на горах уже приведены мною в первой книге43.
 -----------------------------------
      43 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 285-303.

      Интересна долговечность таких  религиозных  центров:  возникнув
  примерно в I тысячелетии до н. э. (а  может  быть,  и  в  бронзовом
  веке), они, как показывают польские источники, донесли свою древнюю
  языческую сущность вплоть до позднего средневековья XV в. н. э.,  а
  на многих из них возникли христианские церкви и монастыри.
      Священные горы, как уже неоднократно  говорилось,  часто  носят
  наименование "Лысых" или "Девичьих". Возникает  предположение,  что
  первое название могло быть связано с тем или иным мужским божеством,
  а девичьи горы, естественно, с женским божеством, с  богиней-девой,
  являвшейся далекой предшественницей христианской  богородицы,  девы
  Марии.  О  мужской  сущности  лысых  гор  косвенно  может  говорить
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-