|
против язычества.
Около полутора столетий Киевская Русь была государством с
языческой системой, нередко противостоящей проникновению
христианства. В Киевской Руси IX -- X вв. сложилось влиятельное
сословие жрецов ("волхвов"), руководившее обрядами, сохранявшее
давнюю мифологию и разрабатывавшее продуманную
аграрно-заклинательную символику.
В эпоху Святослава, в связи с войнами с Византией,
христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано
и противопоставлено проникавшему на Русь христианству: так
называемый "Пантеон Владимира" был, с одной стороны, ответом
христианству, а с другой -- утверждением княжеской власти и
господства класса воинов-феодалов.
Выполнение общеплеменных ритуальных действий ("соборы",
"события"), организация ритуальных действий, святилищ и грандиозных
княжеских курганов, соблюдение календарных сроков годичного
обрядового цикла, хранение, исполнение и творческое пополнение фонда
мифологических и эпических сказаний требовало специального
жреческого сословия ("волхвы", "чародеи", "облакопрогонители",
"ведуны", "потворы" и др.). Через столетие после крещения Руси
волхвы могли в некоторых случаях привлечь на свою сторону целый
город для противодействия князю или епископу (Новгород).
Греческое христианство застало в 980-е годы на Руси не
простое деревенское знахарство, а значительно развитую языческую
культуру со своей мифологией, пантеоном главных божеств, жрецами и,
по всей вероятности, со своим языческим летописанием 912-980 гг.
Прочность языческих представлений в русских феодальных
городах средневековья явствует, во-первых, из многочисленных
церковных поучений, направленных против языческих верований и
проводимых в городах языческих обрядов и празднеств, а, во-вторых,
из языческой символики прикладного искусства, обслуживавшего не
только простых людей городского посада, но и высшие, княжеские круги
(клады 1230-х годов). Во второй половине XII в. языческий элемент
сказывался еще в полной мере. Картина мира тогдашних русских горожан
представляла собой сочетание схемы Козьмы Индикоплова с такими
архаичными образами.
Парадный золотой убор киевских княгинь был отражением и
воспроизведением макрокосма в микрокосме личной одежды и украшений.
Архитектурный декор содержит ряд композиций
завуалированно-языческого содержания (Дмитровский собор Владимира).
Наличие явно языческих сцен, связанных с русалиями, на
украшениях княгинь свидетельствует об участии представителей
социальных верхов в языческих обрядах.
На рубеже XII и XIII вв. устанавливается "двоеверие", т. е.
известное компромиссное равновесие языческих и православных
элементов. В прикладном искусстве на месте языческих сюжетов
появляются христианские. Новые поучения против язычества (конца XII
-- начала XIII в.) свидетельствуют о том, что за два века формальной
христианизации языческие теологи выработали новые представления о
силах, управляющих миром, -- появилось бичуемое церковниками учение
о почитании "света", как эманации высшей божественной силы. Идея
света, овеществленного в солнце и в динамике его небесного хода,
наполнила искусство и удержалась несколько столетий.
Язычество древней Руси IX-XIII вв. -- важный раздел русской
средневековой культуры, без которого невозможно понять ни народную
культуру деревни и городского посада, ни сложную и многогранную
культуру феодальных верхов, ярким образцом которой является "Слово
о полку Игореве", пронизанное народным языческим мировоззрением и
предвосхищающее поэзию эпохи Ренессанса, так часто обращавшуюся к
античному язычеству.
Часть первая
=====================================================================
ЯЗЫЧНИКИ "ТРОЯНОВЫХ ВЕКОВ"
Глава первая
ПРЕДКИ РУСИ
Глава вторая
ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
Глава третья
СВЯТИЛИЩА, ИДОЛЫ И ИГРИЩА
Глава четвертая
КАЛЕНДАРНЫЕ "ЧЕРТЫ И РЕЗЫ"
Глава первая
=====================================================================
|
|