|
то третье славянское божество, которое издревле включалось в триаду:
Lado Ileli | Jassa
Лада Леля | "Яша", ящер
Рожаницы 35 |
----------------------------------
35 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 399.
В южной триаде двум безымянным рожаницам сопутствует Род. У
западных славян рожаницы, земледельческие богини плодородия, названы
по именам: Лада и Леля. Восточнославянский фольклор хорошо знает эти
имена и даже устанавливает родство богинь: Лада -- мать и Леля --
очевидно дочь (как у греков Лето -- мать, Артемида -- дочь).
Новгородский пантеон повторяет польскую схему, известную по
материалам 1420-х годов, связанным с огромным языческим святилищем
в сакральном до сих пор Ченстоховском округе. Это не должно нас
удивлять, так как происхождение новгородских словен, согласно
исследованию В. В. Седова, связано с какими-то северо-восточными
областями лехитских племен 36.
----------------------------------
36 Седов В. В. Длинные курганы кривичей. М., 1974.
Род как божество неба, дождя был особенно важен южным
земледельческим племенам. Ящер -- хозяин вод, рыбы и водных путей
был, очевидно, важнее для новгородцев, которые свои земледельческие
моления адресовали преимущественно рожаницам (в Новгороде, кроме
Перыни, было 5 церквей Рождества Богородицы!), а моления о рыбных
богатствах и водных путях, игравших такую важную роль в их жизни,
обращали к богу "Jassa", царю вод, выступавшему, возможно, в двух
ипостасях: как бог Ильменя и Волхова ("чародей Волхов" -- крокодил)
и бог "синего моря соленого" -- морской царь. Для населения
киевского Поднепровья культ ящера, как хозяина "нижнего мира",
хорошо засвидетельствован для VI -- VII вв. (пальчатые фигуры с
головой ящера). В новгородской земле этот культ был, очевидно, в
полном расцвете и много позже, в X -- XIII вв. Об этом
свидетельствует, как увидим ниже, обилие изображений ящера в
новгородском прикладном искусстве. Антропоморфность водного владыки
в былинах о Садке явилась, очевидно, результатом окончательной
обработки мифологических сюжетов в XIII -- XIV вв., когда в комплекс
из трех -- четырех сюжетов был введен образ богатого купца,
строителя церкви, хорошо известной новгородцам, а все языческое было
из поэмы убрано или приглушено. В реальной жизни язычество было
вполне ощутимо еще в XIII в.
"В лето 6735 (1227). Того же лета ижгоша вълхвы четыре --
творяхуть е потворы (колдовство) деюще. А бог весть! И съжгоша их на
Ярославли дворе" 37.
----------------------------------
37 Новгородская I летопись, с. 65. Во Пскове такие аутодафе
производились до XV в. В 1411 г. "псковичи сожгоша 12 жонке вещих".
Псковские летописи. М., 1955, т. II, с. 36.
Год спустя новгородцы поставили князю Ярославу Всеволодичу
непременное условие его пребывания в Новгороде:
"Поеди к нам. Забожницъе отложи, судье по волости не
слати..." 38.
----------------------------------
38 Псковские летописи, с. 67.
"Забожничье" -- это, по всей видимости, налог на села, где
производятся старинные языческие обряды и пиры.
Новгородская одиссея о Садке составлялась примерно в это же
время с христианских, церковных позиций. Главным её героем,
определяющим ход событий, является не Садко, получающий неожиданную
награду за свое музыкальное дарование или покоряющийся
судьбе-жребию, и не морской царь, требующий законной, с его точки
зрения, дани, а святой Николай, который прекращает бурю (заставив
Садко порвать струны), указывает гусляру путь к выходу из подводного
царства. Возвращенный божественной силой в свой Новгород, Садко
строит церковь, но не каменную церковь Бориса и Глеба в Детинце (как
сделал Сотко Сытинич в 1167 г.), а во имя своего избавителя Николая
Мирликийского (в былинах -- Можайского). Ни Детинец, ни каменное
строение в былинах не упоминаются. Наоборот, говорится о скорой
постройке ("скоро делал") или даже о ритуальном строении по обещанию
в один день ("обыденка"), когда и лес рубить, и сруб ставить, и
крышу крыть нужно успеть в один день:
Исполнил он заповедь великую:
Построил он церковь обыденную
Тому же Миколы Всеможойскому;
|
|