Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  данных,  завершающихся  рассказами  о  болотистом  "острове  русов"
  восточных авторов IX -- X вв.16 Тацит (98 г. н. э.) говорит о своих
  современниках, славянах, под их новым именем венедов, а Плиний пишет
  в прошедшем времени о какой-то давней ситуации,  когда  переселенцы
  перенесли  за  Дунай  древний  термин   "скифы-пахари".   По   всей
  вероятности,   Плинием    отражено    продвижение    южной    части
  среднеднепровских сколотов в III --  II  вв.,  теснимых  сарматами.
  Южную половину сколотских царств на Днепре ("парадатов" и "авхатов"
  см.  ниже)  заняли  сарматы,  археологические   памятники   которых
  вклиниваются в зарубинецкую  область  на  Роси.  Очевидно,  богатое
  сколотское всадничество, хорошо знавшее торговые пути на юго-запад,
  к Ольвии-Борисфену, ушло в этом направлении от сарматской угрозы  и
  оказалось далеко  за  Дунаем,  где  отвоевало  у  фракийцев  земли.
  Зарубинецкая культура -- это проявление быта простых людей, рядовых
  членов племени, оставшихся без своей племенной знати, смогшей  уйти
  или в Крым или во Фракию,
 ----------------------------------
      16 Рыбаков Б. А. Киевская Русь..., с. 342 -- 358. Карта  на  с.
  345.

      2.  Катализатором   социального   развития   среднеднепровского
  праславянского  населения  была   в   скифское   время   экспортная
  хлеботорговля. Сарматское господство в степях  перерезало  торговые
  пути и нарушило экономическое развитие Ольвии, этого "окна в Европу"
  для  среднеднепровских  борисфенитов.   Торговля   с   днепровскими
  земледельцами была для Ольвии, по-видимому,  настолько  важна,  что
  постепенно и имя города, расположенного не на  Днепре,  а  западнее
  Буга, стало заменяться именем реки, устье которой отстоит от Ольвии
  на 40 км: город стали называть Борисфеном.
      Начиная  с  III  в.  до  н.  э.   Ольвию   ослабляли   сарматы,
  кельты-галаты и дунайско-днепровские геты, разгромившие город в  48
  г. до н. э. Критическое состояние города в III  в.  до  н.  э.  при
  начале  сарматского  вторжения  явствует   из   такого   ценнейшего
  эпиграфического источника, как мраморный декрет в честь  Протогена,
  богача, спасавшего город от голода и позора  (власти  заложили  под
  залог храмовую утварь).
      Зарубинецкая   культура   и   декрет    Протогена    (как    ни
  парадоксально совместное упоминание о них) -- два результата одного
  и того  же  события,  нарушившего  нормальную  жизнь  и  сколотских
  "царств" на Среднем Днепре, где резко понизился облик  культуры,  и
  "Торжища  Борисфенитов"   --   Ольвии,   при   посредстве   которой
  борисфениты-сколоты общались с античным миром.
      Кроме  того,  следует  отметить,  что  сама   Греция,   главный
  покупатель восточноевропейского хлеба, переживала тяжелый кризис: Во
  времена  Страбона  (рубеж  нашей  эры)  "Эллада  представляла  поле
  развалин с великими памятниками прошлого: целые области обезлюдели,
  города превратились в захолустные деревушки..." 17
 ----------------------------------
      17 Страбон. География. Предисловие, с. 775.

      3. Значительное  превышение  территории  зарубинецкой  культуры
  над  древней  областью  славянской  прародины   прямо   связано   с
  упомянутыми выше событиями III в. до н.  э.  Если  племенная  знать
  Среднего Поднепровья (известная нам по богатым курганам VI -- IVвв.
  до н.э. с вещами скифского стиля) могла силой оружия  пробиться  во
  Фракию, то простым  людям  приднепровских  племен  оставалось  одно
  испытанное  средство  --  уходить  в  леса,   недоступные   набегам
  кочевников. И началось продвижение праславян на север в лесную зону
  вверх по Днепру и его притокам,  включая  Припять  и  Десну.  Таким
  образом, Зарубинецкая культура  охватила  большое  пространство  от
  Пинска на западе до Брянска на востоке и от Кременчуга  на  юге  до
  Могилева-Днепровского на  севере.  Эта  обширная  область  включала
  разные ландшафтные зоны и жила  неодинаковой  жизнью:  когда  общая
  историческая ситуация стала более  благоприятной,  то  южная  часть
  зарубинецкой культуры быстрее  перешла  к  новым  формам,  активнее
  восприняла новшества и возобновила древние связи с античным  миром,
  что в  глазах  археологов  стало  выглядеть  как  "появление  новой
  культуры". Северные племена долгое  время  не  ощущали  этих  новых
  условий бытия и оставались поэтому при прежних формах  быта,  тогда
  как на юге Черняховский этап развития  сильно  отличался  от  более
  примитивного позднезарубинецкого, уцелевшего на севере.
      4. Время и  условия  видоизменения  форм  быта  в  южной  части
  зарубинецкого  ареала  мы   тоже   должны   сопоставить   с   ходом
  исторического процесса в  Европе.  Прежде  всего  следует  отметить
  ослабление сарматского ига. Сарматы вторглись в  южнорусские  степи
  как завоеватели и  разрушители,  нарушившие  нормальную  жизнь  как
  варварских племен Скифии, так и прибрежных греческих колоний, грабя
  и разоряя и тех и других. Постепенно сарматская  знать  нашла  свое
  место в  системе  античных  городов,  которые  являлись  "узорчатой
  каймой, пришитой к варварской одежде".
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-