|
---------------------------------
79 Leroi-Gourhan A. Prehistoire do l'art occidental. Paris,
1965, p. 308-309, tab. 57.
Предполагать наличие представлений о небесных оленях у
охотников ледникового периода у нас нет никаких оснований. Иное дело
-- мезолит. Таяние ледника, освобождавшее новые земли, далекие
перемещения охотников за стадами оленей или лосей, потребность в
ориентировке по звездам -- все это должно было породить в мезолите
как культ лосей и оленей, так и перенесение этого культа на небо, на
главнейшие созвездия северного неба. Так, Ursus Major стало лосихой
Хэглэн, a Ursus Minor -- ее дочерью, лосенком.
Мезолитический Оленеостровский могильник дает нам погребение
жреца в уборе, украшенном изображением головы священной лосихи, что
расшифровывается при помощи "чудских образков" как убор шамана,
поднявшегося в небесный мир. Вся обстановка тройного погребения (№
55, 56, 57) чрезвычайно напоминает традиционную композицию пермских
шаманских бляшек: и там и здесь участвуют три фигуры -- мужская в
центре, две женские по бокам. Женщины-лосихи на бляшках обращены
лицом к шаману; женщины в погребениях № 55 и 57 положены лицом к
шаману (погребение № 56). Шаман и там и здесь одет в головной убор,
увенчанный лосиной мордой. "Путешествующий шаман", как мы помним,
мог быть крылатым, чаще всего однокрылым. У похороненного на Оленьем
острове шамана в области левой руки обнаружено много птичьих костей
80. Не крыло ли это?
---------------------------------
80 Гурина H. H. Оленеостровский могильник, с. 302.
Нити связи тянутся от Оленьего острова к пермским бляшкам на
протяжении 6000 лет. Недаром до наших дней сохранилось интересное
имя острова, напоминающее о культе оленей.
Промежуточным хронологическим звеном между далеким мезолитом
и шаманскими бляшками Приуралья является ритуальное бронзовое литье
кулайской культуры за Уралом, в верховьях Оби и Енисея, т. е. в
районе бытования современного фольклора, упомянутого выше 81.
---------------------------------
81 Косарев М. Ф. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья.
М., 1974, с. 144-146, рис. 44-46; Кулапская культура датируется
автором V в. до н. э. -- IV в. н. э., т. е. скифо-сарматским
временем.
Здесь много отдельных фигурок лосей, но есть и композиция с
двумя лосиными мордами и человеческой фигурой в центре, есть
шаманское древо жизни, ящеры. Очень четко в кулайском литье выражена
идея трехъярусности мира.
Культ оленей и лосей в неолите, энеолите и бронзовом веке
представлен огромным количеством петроглифов, писаниц, оленных
камней Европы, Кавказа и Сибири.
Для нашей цели особый интерес представляют изображения двух
небесных оленей в такой земледельческой культуре, как трипольская.
В энеолитических и неолитических земледельческих культурах
Балканского полуострова, Подунавья и Правобережной Украины
встречаются глиняные фигурки "чародеек", т. е. женщин, заклинающих
священную воду в большой мисообразной чаре. Особенно интересна
скульптура из Бечея (Югославия): обнаженная женщина в торжественной
позе сидит на узорчатом седалище; на ее коленях стоит большая
чара 82.
---------------------------------
82 Grbic Miodrag. A Neolithic Statuette from Becej in Banat.
-- Archaeologia Jugoslavica. Belgrad, 1954, 1, c. 16-27, fig. 1-4.
Русская и украинская этнография знает много примеров
"волхвования водою", различных аграрно-магических действий с "живой
водой". В новогодних заклинаниях будущего урожая и будущих дождей,
от которых он зависит, часто фигурирует сосуд с водой, над которым
поют "подблюдные песни", "славу хлебу", бросают в воду золотые
кольца, гадают. Воду берут из 12 колодцев; нередко сосуд с водой
ставят "под звезды". От заклинаний воды в чаре происходит и слово
"чародейство", колдовство, аграрная магия, связанная с водой и
молениями о дожде. В древнерусских источниках рядом стоят
"чаровники" и "облакопрогонители"; "чаровать тайными словесами"
приравнивалось к понятию "волхвовать водою". Древнейшей "чародейкой"
является статуэтка из Бечея.
В трипольской культуре (поселение в Незвиско) известны
статуэтка сидящей женщины, седалище, расписная чара и "черпало"; все
это -- принадлежности ритуала заклинания воды, моления о дожде,
глиняные модели настоящего обряда 83. Известно большое количество
мисок-чар трипольской культуры с различными изображениями на
внутренней, предназначенной для воды поверхности. Обращают на себя
внимание чары со стилизованными фигурами двух оленей. У оленей
|
|