|
Увлекшись тотемическими сближениями, Л. С. Грибова лишь
вскользь коснулась космогонического содержания пермских композиций,
а между тем в нем-то и заключается главный интерес шаманских
изображений 56.
---------------------------------
56 Грибова Л. С. Пермский звериный стиль, с. 12 -- 15.
За пределами рассмотрения у А. В. Шмидта, В. В. Чарнолуского
и Л. С. Грибовой осталась многочисленная группа шаманских бляшек с
изображениями двух женщин-лосих, стоящих на огромном ящере и своими
лосиными мордами как бы образующих небесный свод, под которым мы
видим то единичные, то парные человеческие фигурки или даже семейные
группы из родителей и ребенка. Эти сюжеты были рассмотрены мною в
специальной статье, посвященной сопоставлению шаманских блях с
русской вышивкой 57. К ним придется возвращаться неоднократно после
дополнительных разысканий.
---------------------------------
57 Рыбаков Б. А. Космогоническая символика "чудских"
шаманских бляшек и русских вышивок. -- Тр. советско-финского
археологического симпозиума. Л., 1979.
Современный русский фольклор показал нам исчезновение в
недавнее время культа священных оленей или лосей; летопись привела
к югорской легенде о небесных оленьцах, в которую поверили
новгородцы и ладо-жане, а пермско-югорские сульде оказались
великолепной иллюстрацией этой легенды.
Славянское лосиное имя важнейшего созвездия -- Большой
Медведицы ведет нас в глубокую архаику, в давно забытую область
охотничьей идеологии, лучше, чем у славян, сохранившуюся у
финно-угорских "еверо-восточных соседей. Однако и здесь архаичная
стадия сохранилась в фольклоре лишь фрагментарно.
Поиск истоков сюжета о небесных оленях мы должны направить
туда, где дольше всего задержалась охотничья стадия хозяйства, где
в большей целостности и сохранности сберегся архаичный фольклор этой
общечеловеческой стадии, т. с. еще далее на восток, за "Каменный
Пояс" Урала, к сибирским племенам, дольше других ведшим охотничье
хозяйство. Должен оговориться, что обращение к сибирским материалам
отнюдь не означает того, что именно Сибирь была "прародиной" культа
небесных оленей. Наоборот, анализ археологических материалов из
разных мест покажет нам (как увидим ниже), что культ небесных оленей
представляет собой повсеместную архаичную стадию религиозных
представлений, но у племен, давно перешедших к земледелию, эта
стадия сильно выветрилась, а у недавних охотников она уцелела в
большой полноте. Метод синстадиалыюго изучения, опасный как
изолированно примененное средство познания, в данном случае
представляется единственным путем проникновения в те глубокие слои
народной памяти, которые сохранились лишь фрагментарно.
Возможность контролировать синстадиальные построения точно
датированным археологическим материалом значительно уменьшает
вероятность ошибки.
В интереснейшей работе А. Ф. Анисимова о космогонических
представлениях сибирских охотничьих народов с большой полнотой
раскрывается культ небесных лосей или небесных оленей, позволяя на
живом фольклорном материале решить поставленную выше загадку.
"Особого внимания заслуживают представления эвенков о
космическом лосе Хэглэн (Хэглун), отождествляемом с созвездием
Большой Медведицы. Согласно этим представлениям, видимое голубое
небо -- не что иное, как тайга верхнего мира. В ней живет
космический лось Хэглэн. На день лось уходит в чащу небесной тайги,
и потому его не видно с земли людям; к ночи лось выходит на вершины
хребтов, и его, наиболее мощного среди остальных небожителей-звезд,
люди видят с земли.
Судя по тому, что созвездие Малой Медведицы фигурирует в этих
представлениях как теленок Хэглэн, можно заключить, что космический
образ лося понимается при этом как образ матери-лосихи" 58 (выделено
мною. -- Б. Р.).
---------------------------------
58 АнисимовА.Ф. Космологические представления..., с. 11.
Эвенкийская (тунгусская) космогония знала трехмерную
структуру мира: верхний мир ("угу-буга") -- мир с солнечным лосем и
небесной охотой, зрительно закрепленной в созвездиях; средний мир --
мир людей на земле ("дулугу-буга") и нижний мир ("хэргу-буга") --
мир мертвых предков, злых духов и диковинных ископаемых животных
вроде мамонта-"сэли" и водного змея-"дябдара" ("чжябдара"). Все три
яруса Вселенной объединены единой космической рекой, истоки которой
идут из верхнего, небесного, мира; затем она протекает по среднему,
"земельному", миру, а устье ее впадает в нижний мир, в царство
|
|