Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Лев Прозоров - Боги И Касты Языческой Руси
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-
 
холма не удалось догнать по популярности одну из теорий заимствования, самую 
разрекламированную, воплощенную во множестве научных, популярных и 
художественных книг, принятую и подавляющим большинством современных 
язычников-родноверов. В 1876 году А.С. Петрушевич назвал Семарьгла «древним по 
своему названию из арийского (общеиндоевропейского. - Л.П.) периода уцелевшим 
Божеством». Хотя Божество это и «есть по свойствам его неизвестное», однако имя 
его «подобнозвучаще» «с древнеперсидским Симургом, божеством с орлиной головою».
 Сочинения Петрушевича прочно позабылись. Однако вот этой его догадке суждена 
была долгая жизнь. В 1916 году предположение «не представляет ли слово Симаргл 
переделку слова Симург, название фантастической птицы иранских сказаний», 
повторил независимо от канувшего в лету Петрушевича Н.М. Гальковский. Подробно 
и обстоятельно - и, по-видимому, независимо и от Петрушевича, и от Гальковского 
- разработала эту тему в 1933 году знаток иранской мифологии К.Н. Тре-вер. 
Скрупулезно изучив корни образа Симурга, она указала на его глубинные 
индоарийские истоки. «Саена-Мрига» - «собако-птица» - описана еще в священном 
писании древних персов-зороастрийцев, «Авесте» («Яшт», XIV, 41). Кроме чисто 
птичьего облика («Увидишь ты гору, главою до туч, / Там - птицу, чей облик 
суров и могуч. / Симургом зовут ее. Полного сил, // Его бы с крылатой горой ты 
сравнил» - описывает это дивное существо персидский поэт Фирдоуси в «Шахнамэ»), 
это волшебное существо воплотилось для иранцев в облике «сенмурва» - существа с 
головою и лапами пса, крыльями орла и чешуей рыбы. «Са-ена - не единой природы, 
а о трех естествах, трех образов». Вот к этому существу, которому Единый 
Господь зороастрийцев, Ахурамазда, поручил защиту ростков и посевов, более того 
- мифического «дерева всех семян», древа Жизни, от злых сил, и возвела К.Н. 
Тревер «родословную» самого загадочного из Богов 980 года.
      В шестидесятых годах двадцатого столетия эту идею решительно поддержал 
Борис Александрович Рыбаков. В памятниках русского прикладного искусства 
XI-XIII веков - в переплетениях узорочья обрядовых створчатых браслетов, на 
пластинах царского венца из болгарской Преславы, на рязанских и черниговских 
височных украшениях-колтах, на новгородских подвесках, даже на церковной утвари 
- пластине врат собора из Суздаля и напрестольной сени, накрывавшей когда-то 
церковный алтарь в городке Черниговского княжества Вщиж, сожженном монгольской 
ордой, академик видел фигурки странных крылатых существ - зверей, головой и 
передними лапами похожих на собаку и с мощными орлиными крыльями. Иногда даже 
чешуя на боках просматривалась - как на упомянутой пластине с церковных дверей 
Суздаля.
      Все, казалось бы, говорило о том, что загадочный Бог наконец-то найден. 
Изображения птиц с собачьими головами и лапами обычно соседствовали с 
растительными узорами, переплетаясь с корнями и стеблями, даже крылья и острые 
уши украшали изображения проросших ростков. Эти волшебные существа часто 
изображались на ритуальной утвари, связанной с весенне-летними обрядами 
плодородия, Русалиями. Их окружали символы воды, Солнца, растительности, семян 
(вспомните, читатель - «древо всех семян»), плодородной земли. Рядом с ними 
изображали пирующих, пляшущих под игру гусляров юношей и девушек. Этих псов 
академик Рыбаков сближал с собаками, сторожившими ростки и колосья еще на 
глинянной расписной посуде древней Трипо-льской культуры, на заре медного века. 
Возводя образ Киевского Божества к такой древности, Борис Александрович, 
конечно, отводил мысль о «заимствовании» его у иранцев: «Перед нами не столько 
заимствование, сколько одинаковость образа (возможно, речь об общем 
индоевропейском происхождении? - Л.П.). В пользу этого говорит и то, что ни 
один из многочисленных иранских вариантов имени Сэнмурва не совпадает с русской 
формой». Далее ученый прямо отсылает читателя к эпохе земледельцев медного века 
(трипольцев) и общим предкам «индоиранцев, славян, греков и фракийцев». В те 
времена, писал он, собака, охранявшая первые поля первых земледельцев от 
многочисленного зверья - косуль, серн, коз - и птиц, стала «олицетворением 
вооруженного добра».
      Эта версия своей красотой и убедительностью покорила многих. Те же 
Топоров и Иванов впоследствии отказались от своего «Семероглава» и склонились 
именно к этой версии. Даже рьяные противники Рыбакова - хотя те-то постарались 
как раз в очередной раз стащить все к очередному «заимствованию». Правда, 
каким-то загадочным образом у них в одной статье оказывались утверждения, что о 
славянах нельзя говорить ранее VI века (какое-то прямо-таки ритуальное 
убеждение наших «объективистов», по обыкновению имеющее мало общего и со 
здравым смыслом, и с сообщениями источников), и что Семарьгл заимствован 
славянами от… скифов, сошедших с исторической арены еще до начала христианского 
летосчисления. Вот такие вот строго научные методы…
      Столь же охотно, хоть, конечно, и по другим причинам, восприняли идею о 
птице-псе Семарьгле ученые - наследники и единомышленники Бориса Александровича,
 а также те, кто популяризировал, а то и возрождал Веру предков.
      Охотно принял бы ее и я, благо такой Семарьгл как раз прекрасно 
укладывается в схему Пятибожия. Нет, в самом деле, обрисованное Рыбаковым 
Божество словно напрашивается на нишу покровителя-заступника касты 
земледельцев-общинников, их полей, их главного богатства - хлеба. Однако же 
есть, читатель, ряд обстоятельств, которые в данном случае препятствуют мне 
согласиться с мнением уважаемого ученого.[55]
      Первое указал сам же Борис Александрович со ссылкой на работы выдающегося 
языковеда Измаила Ивановича Срезневского. Словом «кумир» на Руси никогда не 
называли изображение животного, будь то реального или сказочного, мифического. 
Лишь человекоподобные изваяния могли называться «кумирами», а значит, и 
изваяние Семарьгла на Киевском холме, в летописи названное «кумиром», должно 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 90
 <<-