|
предлагает другую разгадку. Корень слова «стригольники» он видит в слове
«стрига» или «стрыга». Человеку конца XIV - начала XV века это слово было
отлично знакомо. Стригой называли вампира, оборотня, пьющего кровь детей,
вредящего посевам, летающего на буйных ветрах (!). Про стриг писали еще древние
римляне, продолжала в них верить и православная Византия. Знала стриг
средневековая Европа. В начале XII века венгерский король Коломан особой
статьей законов рассматривает веру в стриг как Языческий пережиток. Позднее, в
эпоху ведьмовских процессов (охоту на ведьм считают чуть ли не фирменным знаком
«мрачного Средневековья», но ее разгар относится скорее как раз к пресловутому
Возрождению - и угасает где-то на пороге эпохи Просвещения) стриги часто
упоминались на процессах. Кого-то обвиняли в знакомстве с мерзкими чудищами,
кого-то - в том, что он (чаще - она) на самом деле и был (была) стригой. В
Польше знали и мужской род этой нечисти - стрыгаев. Инквизиторы часто говорили
о «ереси (!) стриг». Очевидно, новгородские стригольники и были банальными
колдунами - тех, кого позднее стали именовать шишками, врагунами, чертознаями,
чертистыми. Принцип был тот же - название колдуна выводили от нечисти, с
которой он спознался. Оттого и расправились новгородцы со стригольниками -
среди которых, кстати, были и христианские священники, и диаконы[53]! - не так,
как христиане казнили еретиков, не сожгли их в срубе, как сто лет спустя
поступили с вожаками «жи-довствующих». Им разбили головы «перуновыми» палицами
и скинули в Волхов. Собственно, судьба бедолаг, судя по всему, попросту
перегнувших палку в запугивании сограждан собственным «могуществом», мне не
особенно интересна. Видимо, им вменили в вину разразившуюся в крае, судя по
сообщениям летописей, засуху.
Мне интереснее те существа, по связи с которыми стригольники получили
свое имя. Вера во вредящих посевам стриг была не чужда и Руси. По-видимому,
речь шла об общеиндоевропейском демоне - как практически всем индоевропейцам
знакома мора или мара, ночная душите-льница. Также дело обстояло, по всей
видимости, и со стригами. Даже в тихой Костромской губернии, далекой от каких
бы то ни было римских влияний, засвидетельствована вера в существо с таким
названием, вредящее посевам. Именно стригам приписывались полосы и круги
поврежденного хлеба на полях - то, что сейчас стало модно приписывать
инопланетянам. Близ Великого Устюга протекает речка Стрига, Стригой звался в
миру князь Иван Васильевич Оболенский (вряд ли за хороший характер).
А теперь вдумаемся - стриги, кровожадные твари, вредящие посевам.
Перемещение в вихре и буре сближает их со Стрибогом. И вспомним, читатель, о
чем мы с Вами говорили в прошлой главе, о причинах, по которым для воина был
запретен сельскохозяйственный труд. Уж не натолкнулись ли мы на название тех
самых тварей, что вились за плечами воинов, по призванию родовому душегубов,
проливателей своей и чужой крови, грозя урожаю и благополучию общины? Очень
похоже на то. Кстати, одно из имен Рудры - Бхутупата - обозначает «Владыка
Упырей».
Шаманы и жрецы отпускали длинные волосы, чтобы духам, сопровождающим их,
было за что держаться. Люди культов, сторонившихся подобных существ - буддисты,
кришнаиты - головы брили. Уж не для того ли брили головы воины-славяне, чтоб не
предоставлять лишних удобств вьющимся вокруг них стригам?
Впрочем, не все тут однозначно сводится к мистике. Просто достаточно
представить катящуюся по колосящимся нивам разудалую охоту какого-нибудь
«удалого Чурилы Пленковича» с дружиной - помнится, М.М. Плисецкий, советский
исследователь былинного эпоса, как и положенно советскому ученому, страстный и
безусловный сторонник «народного» его происхождения, искренне недоумевал, как
могла «в крестьянской среде» родиться былина, так весело и без особого
осуждения описывающая разорительные для крестьян «забавы» знатных удальцов. А я
вот думаю, что как раз в глазах селянинаобщинника такое зрелище было сравнимо и
со свирепой, с ливнем и градом, непогодой, и с налетом губительных для посевов
кровопийц-стриг.
Нет, я не собираюсь посягать на лавры Мартынова, доказывая, что как раз
Стрибог - «злой» Бог. Собственно, невозможно по самому смыслу слова представить
себе «злого Бога», будь то Даждьбог, Стрибог или хотя бы Чернобог балтийских
славянварягов. Определение «Бог» уже противоречит тому, что этого персонажа
воспринимали как злого и вредоносного. Не называли же Богами индийских
демонов-асуров, не называл Заратустра Богом владыку зла Ангро Манью. «Злые
боги» - персонажи дурного фэнтези, авторы которого не понимают человеческой
психологии. Ведь даже сатанисты надеются, что их жуткий кумир как раз к ним-то
и будет добр, что он-то и есть подлинный благодетель. Человек не поклоняется,
не обоготворяет то, что считает злом. И это, третье в киевском перечне,
Божество - скорее опасное, гневное, но никак не злое. Стрибог - Бог опасности и
смертельного риска. Бог, летевший на буйных ветрах, Бог переменчивой, как ветер,
ратной удачи, Бог самого ветра, наполнявшего паруса боевых ладей и
опрокидывавшего их, направлявшего и сбивавшего стрелы, северного ветра,
рождавшего викингов - ведь викингами называли скандинавы и варяжских,
славянских удальцов-мореходов[54]. Бог летавших на его ветрах кровожадных
духов-стриг и черных воронов, равно любивших поля кровопролитных сражений.
Мог ли быть более подходящий Бог для воинов - если уж Перун-Громовержец
восседал во главе Пятибо-жия? И как нельзя более понятны тогда и сравнительно
редкие упоминания о Нем в источниках - ведь именно воины первыми приняли новую
веру, и, соответственно, постарались позабыть прежних Богов.
СЕМАРЬГЛ
|
|