|
некоторых памятниках и в особенности в самой Зенд-Авесте и в некоторых рунах;
на древнейшую и обширную торговлю Славян со всеми народами, в том числе и с
Финикиянами, - на этот источник благосостояния и просвещения, но вместе с тем и
развращения народного, как порождающий роскошь, негу и разврат.
На вопрос, которого нам ожидать можно: от чего же не пишут о Славянах ни
греки, ни римляне? Мы отвечаем: они пишут и даже весьма много; почти на каждой
странице их истории стоит какое-либо Славянское племя, как враждующее с ними
или как покорённое и потому поневоле союзное им; но мы не узнаем праотцов своих
потому, что прозвища их изуродованы. К этому уродованию давали повод частью
сами Славяне, но преимущественно произошло оно отдееписателей. Рассмотрим
подробнее обстоятельства того v другого поводов.
Славяне имели обычай, который и доселе большей частью сохраняется,
называть своих соседей по местоположению их жительства; так образовались
прозвища загорцев, подгорцев, нагорцев, поречан, заречан, брежан, поморян,
залесян, древлян, озерян, лу-коморцев, украинцев и пр. Греки передали эти
названия словами:
Zagori, Pogori, Pagarici, Pagyritae, Gorali, Rizenu, Prusani, Pomerani,
Silesi, Drewani, Eseritae, Lugomira, Ukrani, Krani, Kami и пр. - Нет сомнения,
что в этих прозвищах, составляющих на славянском языке имена нарицательные, а
греками выданных в значении собственных, не было никакой возможности признать
Славян, не сделав предварительно розысканий о том.
Кроме того, существует у Славян другой обычай: называть свои> собратий по
их промыслам или по носимой ими одежде и обуви, как, например, сыромятниками,
мурманниками [53], кимряками [54], ще-тинниками, лунтайниками [55],
курпинниками [56], кисынниками [57], какатцами [58], зипунниками, малахайниками
[59], махланниками [60], курпянами [61], нярынянами [62], струснями [63],
харапайниками [64], чепанцами [65], шабурою [66]. Греки передали и эти названия
под видом отдельных народов, как то: Sauromatae, Murmani и Norman (но не
Nordmanni, ибо это название имеет совершенно другое отношение), Kimri, Cymbri,
Cetinae, Lantan, Carpiani, Kissini, Zaccati, Zipani, Malachita, Melanchlani,
Carpi, Neuri, Strusi, Carpagi, Cepini, Sabiri. -Вот почему все эти названия
представлялись позднейшим розыска-телям славянщины, во-первых, за отдельные
народы, а во-вторых, за народы, чуждые Славянам. А от этого нарушилась и связь
в действиях Славян в Европе.
Так точно, в виде особых племён, явились у греков славянские конюхи под
именем Coniochos; рабы или лямники [67] под именем Sauromatae limigantes
(Sarmatae, servi); вольные люди под именами Gelones, Valoini, Vulni; поганые, т.
е. отступники от общих рядов, под именем Pagani; отступники от общего культа,
или хази, хазари [68], под именем Chazirozzi [69], а потом Kezeri. Это
последнее название вошло и у Немцев в употребление как заимствованное у
соседних Славян и существует доныне под словом Ketzer, означающим еретика. Так
образовалось на бумаге особое племя Budini (будинцы), тогда как это название
произошло от малороссийского слова буди-на (по-великорусски хоромина) и
означает только живущего в хорошем доме.
Скифы признаны уже новейшими учёными всех народов за Славян {70]. Греки
показывают деление Скифов на три касты: военных или меченосцев, земледельцев и
пастухов; но эти три касты являются в истории под именами трёх различных
народов, а именно: Гетов, Ругов и Алан. Рассмотрим несколько поближе этот
предмет: Геты были воины; Греки и описывают их как более всех других племен
воинственными и называют в дополнение Gethae metanastae. Под словом:
Cethae мы признаем казаков, сохранивших это название в словах «гетман» и
«геть» или «гей-ты», последние два слова составляют сторожевой оклик и значат
«смотри, ты!» [71]. Ат. к. греки не имеют в своем алфавите букв,
соответствующих славянским «ч» и «и», то под metanastae мы читаем меченосцы,
что равно относится как к касте воинов, носящих по необходимости меч, так и к
описанной греками большей воинственности Гетов. Далее: Гетов мы встречаем у
греков в разных местах под именами Массагетов, признанных самими греками за
Скифов заволжских; Тирагетов на Тирасе или Днестре; Пиенги-тов, или гетов-Пенян
на реке Пене; Гетов в Дакии; Танагитов или Та-наитов, Гетов на Танаисе, или
Дону; Рсигетов (Arsietae) на реке Рси,
или Роси, и гетов-Руссов Италии. Вот когда мы находим l етов донских, или,
что вие раими, Донских казаков. Но пойдем ещё далее; у греков мы находим, что
Этруски прежде были называемы ими, как мы выше показали,
здесь мы признаём уже несомненно Русских Гетов,
или Козаков, о которых говорят Стефан Византийский и Ливии, как о чистых
Славянах, сохранивших при переселении своём из Италии в Грецию свой родовой
славянский язык. Другие же Геты, жившие на севере Европы, названы историками
Gethini, Gothini, Gothunni; в этих мы видим Гетов-Уннов, коих жительство должно
было быть в той стране, где есть и доныне признаки их там пребывания, это две
реки Унны, озеро Унно, Уннской залив, Уннская губа; местность эта в нынешней
Архангельской губернии. О жительстве Уннов в этой стране нам свидетельствуют и
скандинавские предания, рассказывающие о войнах Скандинавов на севере с Уннами
и Руссами, постоянными союзниками между собой.
Но, кроме того, мы встречаем Гетов также и в Малой Азии, расположенных
пятью княжествами вокруг славянских племён, где они названы Гефами или Гефью.
Что эти Гефи означают тех же гетов, о которых мы говорили выше, свидетельствует
латинское правописание в слове Gethae вместо Getae.
В писцовых книгах Новогородских погостов мы находим конных гофейских
казаков, неизвестно откуда переселившихся в Бежецкую пятину, на опустелые земли.
Казаки конные означают непременно войсковых людей, но под гофейскими мы
|
|