|
прежде всех, потому что нет в летописях, по Р. X., и заметных следов её
торговли. За нею последовали и прочие.
Что Славяне могли иметь и имели непосредственную с Финикиянами торговлю,
можно заключить из того, что последние торговали между прочих предметов и
оловом, за которым сами ездили в Британию. Британия же с Винетою имели
постоянные сношения, а потому Финикияне, как прозорливые торговцы, верно не
упускали случая и сами ездить в Винету. Одно уже название фиников ясно говорит
нам, что либо Руссы, или, по крайней мере, Винетяне, имели прямое сношение с
Финикиянами. Ибо если бы Славяне получали этот плод от Скандинавов или
Германцев, то им неоткуда было бы взять для него названия финика, когда Немцы
называют его дат-тель (Dattel), Датчане - даддель (Daddel), а Шведы - дадель
(Dadel).
Но если же Россия получала финики, положим, даже не прямо от Финикиян, а
чрез Винетян, то, судя по времени прекращения финикийской торговли, как древна
должна быть торговля Руссов?
Что торговля Новгорода уже существовала до Р.Х., свидетельствуется тем,
что в 58-м году до Р. X. венетские купцы, потерпев кораблекрушение, брошены
были на батавский берег, откуда и были посланы в дар Римлянину Метеплу; ибо в
то время Венедами назывались и Новогородцы. Но если бы эти венетские купцы были
даже и не новогородские, а прибалтийские, то, по приведенным выше
обстоятельствам, по которым торговля у тех и других Венетов была общею, этот
случай относится равносильно и к Новгороду Ясно, кажется, что торговля
Славян-Венетов, следовательно, и Славян-Новогородцев старее нашей эры.
Но Греки уже за 700 лет до Р. X. получили сведение о торговле
Славяно-Руссов янтарем. Это племя Руссов по поводу янтаря (Aost) было ими
Ha3BaHoAost-Rsi, для отличия от прочих племён Руссов, а после имя это перешло
уже вАо-Rsi, Aorsi. От смешения же названия Aorsi и Udi-(Uti) Rsi [21]
произошли уже имена: Adorsi, Attorzi, Attorozzi и проч. Каждый историк путал их
на свой лад.
ОБРАЗОВАНИЕ СЛАВЯН И ИХ НРАВСТВЕННОСТЬ
Мы старались объяснить состояние духа и характер славянского народа в
статье «Славяне», а теперь спросим: неужели невежество, дикость и зверство
могли произвести такие имена, столь громко звучащие сочувствием народа ко всем
доблестям гражданским и военным и вместе с тем свидетельствующие, что честь и
слава были исходными точками всех действий этого великого народа?
Но для большего убеждения сделаем параллель в ходе образования между
германскими и славянскими племенами. Плиний, Тацит и другие говорят: Славяне
занимались хлебопашеством и вели сидячую жизнь в то время, когда Германцы
бродили дикарями. Славяне куда ни шли войной, везде обращались к земле и
сообщали ей тип отечественных стран своих.
Феодальная система в Германии, или выразимся яснее: грабительство рыцарей
началось тогда, когда этот дух притязаний на чужую собственность уже давно
улегся между Славян и только на дальнем севере существовали его остатки и то
уже соединенные с духом завоеваний с целью приискания себе новых жилищ.
Заря германского просвещения относится к 8-му веку - к временам Карломана.
Но возьмите германское сочинение того времени и сравните его с переводом на
славянский язык Св. Писания, относящегося - у Руссов - к более древним против
8-го века временам, и вы увидите, что славянская литература, судя по развитию
языка, его силе, красоте, богатству, полноте и звучности, гораздо выше
германской даже 17-го века. А самое богатство языка от чего же и происходит,
как не от большего развития жизни умодеятепьной; следовательно, умодеятельность
Славян развилась ранее германской. Притом Скандинавы заимствовали у Славян
множество слов, существующих уже у образованного народа, что будет нами
подробнее объяснено в статье; «Скандинавы». Влияние же славянского языка на
скандинавские свидетельствует о том, что Славяне были образованнее Скандинавов.
У Германцев в их дохристианские времена военнопленных часто приносили в
жертву а у Славян они получали свободу немедленно по вступлении их на
славянскую землю. Приведем хотя бы один пример этому: в 302 году одна римская
гражданка была взята в плен Руссами, разграбившими несколько византийских
селений и вилл;
по прибытии на днепровские берега она получила немедленно свободу, не
изъявив желания оставаться там. Это свидетельствует Nicomedes.
Идолопоклонники-Славяне сами придумали себе богов и наделили их именами,
имеющими смысл на коренном славянском языке; а Скандинавы заимствовали у них
всю свою мифологию, прибавив к ней только имена Славян, ими же возведенных в
достоинство полубогов. От этого скандинавские боги и жили все на горе Иде, т.е.
в древней Троянской Руси, и вАсгарде, т.е. у Азовского моря, между племени Азов
или Язей, о которых впоследствии будем говорить подробнее, как о настоящих
Славянах.
В Wanaheimr, т.е. к Венетам (к числу которых принадлежали и Новогородцы),
ходили скандинавские герои и боготворимые люди для изучения мудрости. Это вы
найдете подтвержденным в большей части скандинавских саг.
Спрашиваем: кто же у кого учился?
Но дополним эту параллель ещё некоторыми особыми взглядами. Ещё со 2-го и
постоянно до 7-го века мы видим у Скандинавов и Греков намеки, что Славяне были
образованный народ, что они обладали многими знаниями и имели свои собственные
письмена. Относительно христианства Руссов мы знаем следующее: когда в 861-м
году Болгаре приняли христианскую веру, то с ними вместе приняла её и
значительная часть Руссов, с ними сидевших (Никита in via Ignatii и
продолжатель Константина Багрянородного lib. 4 с 33).
|
|