|
на холмах, небольшие поселения, состоящие из маленьких прямоугольных домов,
особые погребальные обряды, включавшие захоронения в деревянных сооружениях,
напоминающих жилища, поверх которых насыпали курганы. Сюда же относятся простые
глиняные изделия, украшенные отпечатками, насечками или разрезами. Их экономика,
правила общежития, социальная структура, архитектура или отсутствие интереса к
искусству резко контрастировали с местными элементами, известными по
трипольской культуре и культуре колоколовидных кубков.
Очень похожие предметы материальной культуры обнаруживаются в курганах,
расположенных далеко на западе: в долинах рек Ондавы и Лаборца, в юго-восточной
части Польши, в Галиции и в Подолье, на северо-западе Украины, в Буковине и
Молдавии, а также в среднем течении Днепра южнее Киева. Большая часть этой
территории относится к восточным Бескидам и Волыно-Подольской возвышенности. С
юго-востока район естественно отделяется степным поясом, на юго-западе –
Карпатами и на севере Припятской низменностью и лесами.
Разновидность курганной культуры северо-карпатского региона обычно
относится к «ленточной керамике», существовавшей в Центральной и Северной
Европе на рубеже третьего-второго тысячелетий до нашей эры.
Поскольку в данное время продолжала существовать культура Бронзового
века, курганы Северо – Карпатского региона можно рассматривать как прародину
протославянской культуры.
Выявленную археологическими раскопками связь культур Бронзового и
Раннего Железного веков в данном районе подтверждается данными лингвистических
исследований. Уже в 1837 году словацкий ученый Шафарик установил, что
прародина славян находится к северу от Карпатских гор и включает в себя районы
Галиции, Волынии и Подолья.
Чешский славист Любор Нидерле, автор «Славянских древностей» (1902)
разместил праславян в среднем и верхнем течениях Днепра. Однако, мнение Нидерле
о том, что родиной славян является верхнее течение Днепра не подтверждается
топонимикой. Названия рек и археологические разыскания показывают связь с
балтийской культурой.
Другой выдающийся славист М.Фасмер пришел к похожим результатам на
основании исследования названий русских рек. По его мнению прародиной славян
является район Галиции, Волыни, Подолья и среднее течение Днепра.
Изучение топонимики рек показывает, что славянские названия
прослеживаются в среднем течении Днепра и северных притоках Припяти. Они
располагаются в треугольнике, находящемся между рекой Припять, южной частью
Среднего Днепра и района восточнее Среднего Днепра.
Область распространения старых славянских названий рек почти точно
совпадает с районом распространения культур Бронзового и Раннего железного
веков, расположенным к северу и северо-востоку от Карпатских гор и в среднем
течении Днепра. Изучение названий этих рек имеет особое значение, потому что
они отражают постоянные особенности развития этноса в регионе.
Однако названия Днепра и Днестра не славянского происхождения.
Исследователи установили, что они были заимствованы от фракийцев (даков). Все
лингвисты сходятся в том, что названия Дон и Донец являются иранскими. Ряд
других названий рек северного причерноморья также имеют иранские корни.
Подобный факт представляется вполне закономерным, поскольку иранские племена,
скифы и сарматы неоднократно появлялись в северопонтийском регионе начиная
примерно с 700 года до нашей эры и до IV столетия нашей эры.
Общие индо-европейские названия деревьев, такие как береза, дуб, ясень,
ольха, осина, вяз, клен и граб являются праславянскими и сохранились в языках
всех славянских народов. Это подтверждает ту точку зрения, что возможно родина
славян была расположена в той климатической зоне, где природные условия
немногим отличались от их индо-европейской родины.
Вышеупомянутые лиственные деревья характерны для лесостепной и степной
зон умеренного пояса. Древняя или общеславянская терминология растений
совпадает с археологической реконструкцией окружения доисторической славянской
культуры, расположенной на север и северо-восток от Карпатских гор и в среднем
поднепровье. Она связана с умеренным поясом, а не с североевропейскими хвойными
лесами или вечнозеленой средиземноморской зоной.
Первоначальное незнакомство славян с определенными видами деревьев
прослеживается в названиях, которые они заимствовали от своих западных и
юго-западных соседей. Название для «букового дерева», славянское слово «бук»,
вероятно, было заимствовано из германского языка примерно в начале первого
столетия нашей эры. В «Записках о галльской войне» Юлия Цезаря встречается
слово baca в выражении “Silva bacens” (буковые леса).
Лиственница, латинское larix, польское modrzew, возможно, было
заимствовано из готского *madra. Название для «тисса», латинское taxus,
славянское «тисъ» возможно происходит от корня *tog, означающего на кельтском и
германском языках «объемный», «толстый».
На основании того факта, что у ранних славян не было собственных имен
для бука, лиственницы, тиса и некоторых других деревьев можно сделать вывод,
что протославянская территория находилась вне той зоны, где росли эти деревья.
Действительно, районы, где произрастают бук, лиственница, тис расположены
западнее и даже юго-западнее той территории, которую мы определили как родину
славян.
В поисках места происхождения славян мы находим еще одну подсказку,
изучая местоположение индоевропейских народов, которые говорят на языках, почти
родственных славянам по грамматической структуре и словарю. Лингвисты уже давно
пришли к выводу, что ранние славяне были окружены следующими индо-европейскими
|
|