|
четырехугольного столба, найденного в 1848 году в реке Збруч близ Гусятина (в
Галиции). Столб вошел в науку под названием Збручский идол.
После разрушения Арконы армия датчан заняла святилище близ Гарца, также
на острове Рюген. Саксон Грамматик описывает укрепленный замок, находившийся на
холме, со всех сторон окруженном болотами. В нем находилось три храма,
аналогичных арконскому. В самом большом было внутреннее помещение со стенами,
украшенными пурпурными драпировками и крышей, опиравшейся на четыре столба.
В середине помещения располагалась вырезанная из дуба статуя Руевита.
Саксон пишет, что его имя означает «бог Рюгена» и он является покровителем
острова. У Руевита семь голов, с его пояса свешивается семь сабель, а восьмую
бог держит в руке. Саксон упоминает, что два других храма посвящены Поревиту и
Перуну.
Титмар приводит описание похожего храма, относящееся к 1014 году. Он
расположен на укрепленном холме в Ридегосте (Ретра). Храм квадратной формы был
построен из бревен покрытых резьбой. Вокруг храма стояли скульптуры, украшенные
рогами животных. Внутри него располагалось несколько деревянных
человекоподобных идолов. На них были надеты металлические шлемы и повешено
вооружение. Каждый идол был посвящен определенному богу, самым значительным
считался бог Сварожич.
Шухардт, раскопавший Ретру в 1922 году, пришел к выводу, что скорее
всего храм был построен около 1000 года, а примерно в 1068 году сгорел во время
пожара. Новый храм был построен на старом фундаменте, сохранив его размеры и
квадратную форму. Титмар пишет, что Ридегост был самым значительным из всех
местных храмов.
Сварожич считался покровителем воинов, поэтому ему приносили жертвы
перед выступлением в поход и после возвращения с войны. Чтобы определить судьбу,
жрецы бросали жребий и использовали как оракул коня, посвященного божеству.
Видимо Радегост считался главной святыней всего племени лютичей, куда входила и
Ретра.
Епископ Оттон из Бамберга дважды посещал Штеттин (Шецин), где находилось
несколько храмов. Главнейший из них располагался на одном из трех холмов и был
посвящен Триглаву, трехголовому триединому божеству. Святилище было украшено
многочисленными военными трофеями. Снаружи и внутри храма стояли богато
украшенные статуи. Во время первого посещения (в 1127 году) Оттон отрубил три
головы идола и отправил их папе Каликсту II. В Штеттине также был лошадиный
оракул. Другой треглавый идол был уничтожен в Браниборе, возможно Альбрехтом
Медведем где-то между 1150 и 1157 годами.
Многоглавые статуи богов распространены в южной и восточной частях
славянской зоны. К северу от Шибеника в Скрадине (на адриатическом побережье)
была обнаружена трехглавая статуя, называемая Троглавом. Сейчас она находится в
музее славянских древностей в Сплите.
В Волине Оттон обнаружил храм со священным копьем. Поблизости находилось
открытое святилище с идолами, на котором построили церковь Адальберта. В 1128
году миссия во главе с Отто уничтожила языческий храм в Вольгасте. Войдя внутрь
святилища, они стали искать идолов, но увидели только гигантский деревянный
щит, который висел на стене.
Опасаясь собравшейся снаружи толпы, они вышли наружу прикрываясь щитом.
Все собравшиеся упали на колени, считая, что появился бог войны Яровит
(Геровит). Один из биографов Оттона, Герборд пишет, что снаружи щит был покрыт
золотыми листами, украшенными чеканкой. Изображение Яровита напоминало
греческого бога Марса.
О пережитках язычества, сохранившихся среди вендов пишет преподобный
Гельмольд. В 1134 году, во время поездки с епископом Геральдом в Ольденбург и
позже, в 1156 году во время поездок в Любек, он видел рощу, в середине которой
рос дуб, огороженный столбами. Дерево считалось священным и было посвящено
местному божеству Провену (возможно, искаженное Перун, бог Грома), чьи идолы в
настоящее время не сохранились. Монах Герберт также описывает священную рощу, в
середине которой стоял огромный идол, покрытый смолой.
Перечень богов, которым поклонялись восточные славяне, зафиксирован в
письменных источниках. В «Нацальной русской летописи» под 907, 945 и 971
годами записано, что русы, заключая договоры, клялись Перуном и Волосом. В 980
г великий князь Владимир поставил около княжеского дворца «Перуна древяна, а
главу его сребрену, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, Стрибога и Симарьгла и
Мокошь». Когда его дядя Добрыня стал правителеим в Новгороде, над Волховом
также поставили деревянный идол Перуна, котолрому новгородцы поклонялись как
богу. В летописи сообщается и о негодовании киевлян, когда по приказу Владимира
в 988 году языческих идолов сбросили в Днепр.
В 1951 году археологи обнаружили разрушенный храм, видимо посвященный
Перуну, в местечке Перынь, расположенном в четырех километрах южнее Новгорода.
Он стоял на горе, окруженной со всех сторон рекой Волховом, его притоком
Веряжной и болотом. Деревянные конструкции исчезли, но найденные остатки пола
показывают, что святилище имело форму правильного восьмиугольника.
В центре находилась круглая насыпь, отделенная круглой канавкой,
наполненной золой и остатками древесного угля. Возможно насыпь была основанием
для идола, а в канавке разжигали церемониальный огонь. Рядом обнаружены
остатки очага и под ним плоский камень, который вероятно являлся частью алтаря.
В 1958 году, во время раскопок Старой Ладоги в слое, относящемся к IX-X
векам, нашли деревянного идола внутри небольшой деревянной конструкции. Идол
представлял собой грубо вырезанную фигуру с усами и бородой, на голову был
надет шлем. Рук не было, сохранилась только одна нога. Размеры фигуры – высота
|
|