Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Мария Гимбутас - Славяне
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-
 
основанием можно говорить о существовании оригинального стиля, свойственного 
моравским славянам.
       В кузницах изготавливали плужные лемехи, серпы, ножи, топоры, сабли и 
другие инструменты в больших количествах, что свидетельствовало о развитом 
кузнечном промысле.
       В Забокрах в долине верхней  Нитры обнаружили клад, состоящий из 
сельскохозяйственных орудий. Уже можно говорить о специализации мастеров по 
обработке кожи, прядению и ткачеству, резьбе по камню, работах по кости и 
дереву. Мастерские с сложными горнами, расположенные в поселении Лупка 
(Словакия) показывают высокий уровень развития керамического искусства. 
       Начиная со второй половины VIII века начинают появляться разнообразные 
обозначения на основаниях изделий. Обнаруженные в Лупке примерно 250 сосудов 
отмечены крестами, концентрическими кругами, колесами, свастикой, 
треугольниками и другими знаками, которые можно рассматривать как  символы.
       На территории Моравии было найдено множество продолговатых железных 
брусков в форме топоров. Подобные находки обнаружены в разных местах 
Скандинавии. Ученые полагают, что они использовались в качестве валюты.
       По описаниям историков Моравская империя в VIII и IX веках была 
неограниченной монархией традиционного восточного типа. Страной управляли князь,
 которому починялась наемная дружина, состоящая из подразделений вооруженных 
всадников, размещавшихся в нескольких крепостях. 
       Именно из подобных укреплений они контролировали соседние поселения, 
население которых было вынуждено платить дань и налоги, а также нести 
разнообразные повинности, включая и военную службу в случае войны. 
       Великая Моравия является классическим примером (и одним из первых) 
развития племенного общества в централизованную монархию. Аналогичные процессы, 
отличавшиеся длительностью и количеством стадий, прошли  в России, Болгарии и 
Польше.  Создание этих государств также сопровождалось поразительным ростом 
городов, развитием ремесел и  торговли.
       
       
       Глава 8
       Религия
       
       В языческий период славяне не имели письменности и, следовательно, 
литературы. Письменность появилась после начала деятельности византийских 
миссионеров. В 863 году христианство утвердилось в Моравии, в 885 году его 
приняла Болгария, в 966 году Польша и в 988 году Россия. С этого  времени 
появляются предпосылки для возникновения литературы. 
       Поскольку письменные источники немногочисленны, верования древних славян 
реконструируются на основании археологических находок и отрывочных упоминаний 
богов, известных по индоевропейскому, индоиранскому или балтийскому пантеону. 
Их имена встречаются в дошедшем до нас фольклоре: былинах, заговорах, песнях, 
сказках, быличках, обычаях и суевериях.
       
       Храмы и святилища.
       
       Описания святилищ, храмов и идолов составлялись теми деятелями 
христианкой церкви, которые их уничтожали. К их  числу относится Оттон, 
бамбергский епископ XII века (1062-1139), разрушавший языческих идолов в 
северной Германии. Все три автора его биографий - Эбо, Герборд и неизвестный 
монах из Прифлингена  оставили описания языческих  святынь.  К началу ХI века 
относятся сочинения Титмара, епископа Мерзебургского, Он сообщает, что племя 
вендов еще не перешло в христианство и приводит описание святилища и древних 
заговоров. Житие Отто и сочинения Титмара считаются самыми надежными 
документальными источниками информации о дохристианских верованиях западных 
славян.
       Наиболее точное описание славянского языческого храма содержится в 
четырнадцатой главе «Истории Дании», составленной Саксоном Грамматиком  1208 
году. Храм в поселении Аркона на острове Рюген являлся крупнейшим культовым 
центром и последним бастионом западнославянского язычества, противостоящим  
воздействию христианства. Внутренне устройство храма было установлено в 1921 
году после раскопок немецкого археолога Карла Шухардта. 
       Арконский храм, посвященный богу Святовиту, располагался на укрепленном 
городище в северной оконечности острова Рюген. С внешней стороны его окружали 
мощные земляные валы. Храм имел форму квадрата, площадью более 20 квадратных 
метров. Его крыша опиралась на четыре  колонны, стены, сделанные из 
вертикальных плит и единственная дверь были покрыты резным орнаментом.  Идол, 
изображавший бога Святовита  находился на каменном постаменте в середине 
святилища. 
       Крыша и стены храма были окрашены красной краской.  Внутренняя 
поверхность стен была покрыта выпуклым и раскрашенным орнаментом и завешана 
ткаными полотнищами. Столбы украшали рога животных. В 1168 году храм разрушили 
по распоряжению датского короля Вальдемара. Идол сбросили с постамента к одной 
из стен, которая затем была разрушена, чтобы вынести его.
       Святовита изображался в виде человеческой фигуры, державшей в правой 
руке рог для питья. Во время ежегодных празднеств его наполняли вином, чтобы 
предсказать урожай будущего года. Считалось, что он будет тем больше, чем выше 
поднимется вино в роге.
       Фигура бога, держащего в руке рог обнаружена на одной из сторон 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-