|
греческих ваз родосско-микенского типа, датируемые периодом c VII до VI веков
нашей эры, они помогли установить дату основания поселения
На протяжении VII, VI и последующих столетий до нашей эры отмечаются
резкие различия между культурой лесостепных и степных районов. Геродот
упоминает о примечательной культуре людей, живших к северу от Скифии.
В шестой книге «Истории» он описывает поход, который предпринял
персидский царь Дарий против Скифов в 515 году до н.э. В его дни «Скифия» была
огромной этнически неоднородной страной,. В приведенном Геродотом списке
подчиненных Скифии народов, те, что я определяю как славян, названы
«скифскими земледельцами или землепашцами». Геродот указывает, что они селились
вдоль реки Днепр:
«Ближе всего от торговой гавани борисфенитов обитают каллипиды –
эллинские скифы, за ними идет другое племя под названием ализоны. Севернее
ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не не только для пропитания,
но и для продажи. Выше них обитают невры». (Геродот, кн.4,17)
«За Борисфеном (Днепром), со стороны [Черного} моря простирается Гилея,
а на север от нее обитают скифы-земледельцы. Эти земледельцы населяют обширную
территорию, чтобы пересечь ее, нужно ехать три дня. Остальные земли
представляют собой пустыню, но за пустыней обитают андрофаги, особое, но не
скифское племя» (Геродот, кн.4,18).1
Из данного описания следует, что территория, на которой обитали
«скифы-земледельцы» занимала часть бассейна Днепра и возможно бассейн Верхнего
Днестра. Их северный сосед, которого Геродот называет неврами, возможно
являлись восточными балтами. Об их распространении в верхнем поднепровье,
бассейне Припяти и южной части бассейна Десны (на территории современной
Белоруссии и центральной России), свидетельствуют названия рек и гребенчатая
керамика, найденная в Милограде и Юхнове.
Как установил Томашек в начале ХХ века, андрофагами Геродот скорее всего
называет мордовские племена, относящиеся к группе восточных финно-угров.
Антропологические исследования также подтверждают, что те, кого Геродот
называет «скифами-земледельцами» были протославянами. Физические измерения
жителей лесостепной зоны показывают, что они отличаются от кочевых скифов и
четко соотносятся с средневековыми восточными славянами.
5. С 500 г. до 200 г. до нашей эры
Начиная со второй половины V века и на протяжении IV и III веков
прослеживаются тесные связи культуры лесостепной зоны со скифской степной
культурой и с культурой греческих городов северного Причерноморья. Но уже в
этот период, несмотря на общую основу, проявляются отличия лесостепной
культуры в типах поселений, экономических и общественных отношениях,
религиозных верованиях.
В тех районах лесостепной зоны. где в предшествующий период сложилась
культура Чернолесья, обнаружены сотни укрепленных и неукрепленных поселений,
городищ и мест захоронения (курганов и плоских могил).
Большое количество поселений было обнаружено во время систематических
раскопок по берегам рек Тясмины, Роси, Ингульца, Верхего течения Южного Буга,
Сулы, Псела, Ворсклы, Сейма и Северского Донца. Некоторые стратегически
выгодно расположенные укрепления располагались на местах более ранних. Поверх
слоев соответствующих поселениям VII и VI веков расположены следы,
относящиеся к периоду с V по III века до нашей эры. Одним из таких
многослойных укреплений является Бельское городище, расположенное в районе
Полтавы, раскопанное В.А. Городцовым в 1906 году. Это огромное укрепление на
протяжении нескольких веков являлось племенным центром. Как стратиграфия, так
и эволюция типов изделий указывают на непрерывное развитие культуры на
протяжении многих веков.
По уровню развития сельского хозяйства жители лесостепной зоны
превосходили и скифов, и процветающие греческие колонии, расположенные по
северному побережью Черного моря. Археологические раскопки показывают, что
скифы и протославяне не смешивались. Скифы вели полукочевую жизнь в понтийских
степях время от времени появляясь на территориях северной Европы. Свойственный
их искусству «звериный стиль» соответствовал подвижному характеру их жизни.
В то же время праславяне, расселившиеся на востоке, занимались
земледелием и животноводством. Возможно, скифы интересовались своими северными
соседями только как источником разнообразных сельскохозяйственных продуктов,
поскольку целью их миграций был район нижнего Дуная, фракийскую территорию
(современные Румынию и Болгарию).
Культура земледельцев отличалась известным консерватизмом. За
исключением немногих скифских зеркал, стеклянных бусинок, так называемых
скифских пуговичных серег и небольшого количества фрагментов греческих ваз,
изготовленных на гончарном круге, влияние иностранной культуры практически не
ощущается.
Керамика стала более грубой: исчезла глазурь и упростилась отделка, в
частности инкрустация и аппликация по краю горла и вокруг ручек. Доминируют
сосуды цилиндрической и шарообразной формы, а также чаши, украшенные
отпечатками или процарапанными насечами и углублениями. Иногда среди
декоративных элементов встречаются символические знаки, например
выгравированные изображения змеи.
Несмотря на то, что во многих раскопанных поселениях обнаруживаются
греческие вазы, датируемые VI (из Ольвии) или IV-III веками до нашей эры (с
|
|