Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Мария Гимбутас - Славяне
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-
 
В некоторых погребениях соседствуют захоронения в земле и кремационные могилы.
       Поселения на небольших укрепленных городищах обычно располагались в 
местах с хорошей естественной защитой: на высоких берегах и в излучинах рек, в 
местах слияния двух рек,  их распространение на восток отражает проникновение 
чернолесской культуры  и вытеснение  прото-скифского влияния.
       Наибольшее количество круглых городищ обнаружилось в долине реки Тясмин. 
Большая часть из них представляет собой круглые крепости диаметром от 40 до 100 
метров. По верху земляного оборонительного вала располагался деревянный 
частокол. С напольной (противоположной реке) стороны   укрепление окружал ров, 
нередко заполненный водой. 
       Классическим образцом считается укрепление на холме Тясмин. Оно состоит 
из глинобитного вала высотой в один и шириной 12 метров. При раскопках у 
подножия вала обнаружены обгорелые остатки деревянных укреплений. 
       На основании этих останков становится очевидным, что укрепление состояло 
из  коробчатых  срубов, между которыми располагался деревянный частокол.  
Снаружи был ров шириной 9 и глубиной 3.75 метров. С южной напольной стороны, 
противоположной реке, подходы были укреплены еще одним крепостным валом и рвом. 

       Первоначально чернолесские городища представляли собой небольшие круглые 
укрепления размером примерно  100х70  м, внутри которых располагались жилые 
землянки. Постепенно  городище увеличивалось и оно становилось племенным 
центром. В  городище Субботов около Чигирина было обнаружено семь землянок. 
Поскольку поблизости располагались деревни, укрепления могли использоваться как 
резиденция вождей в мирное время, становясь убежищем для  мирного населения во 
время вражеских набегов.
       Места поселений и укрепления предоставляют многочисленные доказательства 
сельскохозяйственной деятельности  их обитателей: там обнаружены ручные 
мельницы, жернова, мотыги из бронзы, железа и оленьего рога, кремневые и 
железные серпы. Возможно  использовались и железные лемехи, хотя ни одного так 
и не было найдено.
       Они возделывали пшеницу, ячмень и просо. Множество костей, обнаруженных 
внутри укреплений и в других местах,  свидетельствует о  разведении домашних 
животных, в основном свиней, коров, овец и коз. 
       На использование лошади в качестве верхового животного указывает 
значительное количество бронзовых уздечек и удил, изготовленных из костей или 
оленьего рога. О ритуальной функции лошадей можно судить по глиняным фигуркам и 
костям, находимым  в могилах и на жертвенниках. Вместе с ними  обнаружены 
скелеты собак, позволяющие предположить, что это животное также приносили в 
жертву. 
       Охота и рыболовство занимали подчиненное место в экономической системе 
чернолесья. Только около 8% всех найденных в поселениях костей принадлежало 
диким животным. Большей частью это обитатели лесов - лоси, олени, бизоны, кабан,
 медведь, волк, лисица, заяц, бобер, куница и выдра. Для охоты использовались 
бронзовые наконечники гарпунов и рыболовные крючки.
       Металлургическое производство развивалось медленно. Обнаруженные в 
чернолесских поселениях  бронзовые изделия сочетают местные черты и особенности,
 заимствованные от ранних скифов. В некоторых укреплениях обнаружены мастерские 
с сотнями глиняных форм для отливки орудий, масок, браслетов и других изделий. 
Украшения обычно изготавливались из меди. Олово экспортировалось, и оловянные 
слитки помещались в могилы.
       Представленный на этой странице орнамент на браслете был достаточно 
распространен в VII веке до нашей эры. Браслеты,  заколки со спиральными 
головками, серьги и височные кольца были основными украшениями чернолесских 
женщин.
       Кроме металлических предметов, явно относящихся к местной традиции, в 
районах Среднего Днепра и Верхнего Днестра встречаются части уздечек и 
бронзовые сосуды кобанского (кавказского) и ассирийского типа. Они датируются 
примерно концом VIII века.  Возможно, их принесли сюда скифы, после того, как 
они завоевали киммерийцев, живших  на побережье Черного моря, а затем 
установили свое господство над всеми причерноморскими степями, продвинувшись 
затем  на запад, в Центральную Европу.
       Скифские элементы очевидно вошли в культуру лесостепной зоны, их влияние 
выявлено на востоке среднего поднепровья в бассейнах Сулы, Псела, Сейма и 
Северского Донца, в том же самом районе, где зафиксированы названия рек 
иранского происхождения. 
       Контакты между Балтийскими и иранским языками, четко подтверждены 
лингвистическими исследованиями. Они также относятся к периоду, когда скифы 
заняли западную часть чернолесской территории, вступив в непосредственный 
контакт с юхновской культурой, относящейся к восточно-балтийской группе.
       Меньше всего изменилась керамика: тюльпановидные или двуконусные горшки 
с вогнутым горлышком и ручками, блюда и чашки с ручками почти не отличаются от 
тех, которые встречались в Бронзовом веке.
       Кухонная утварь не отличалась особым изяществом, она была полированной 
или покрывалась кварцевой крошкой. Вместе с тем встречаются и тщательно 
отделанные вазы грушевидной формы с высокими горлом и узким основанием, хорошо 
обожженные и украшенные бороздками, инкрустацией, насечками или сосцевидными 
выпуклостями. Они напоминают изделия фракийской Бессарабии.
       Обожженные горшки были черного, желтого или красного цвета. По сравнению 
с керамикой предшествующего периода чернолесская посуда отличается большим 
разнообразием форм и способов отделки.. В ряде мест обнаружили фрагменты 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-