Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Боги славян
 [Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-
 
Боги славян
(Данный раздел посвящен славянским богам.)
ПЕРВЫЕ, СТАРЕЙШИЕ БОГИ И БОГИНИ
Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, "Вседержитель, иже единъ 
бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и 
бысть 
человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и 
въ 
томъ ражаются дети...", упомянут, например в поучениях против язычества "О 
вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах", "Слово Исайи пророка", рукописи 
Четьи 
Минеи из древнерусского духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) 
бог-
отец упомянут в "Слове о Полку Игореве" и русских летописях, а также как Бог в 
договоре русов Игоря с ромеями. Гельмольд сообщал: "Среди многообразных божеств,
 
которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и 
единого 
бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, 
заботится 
лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них 

обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем 
ближе он стоит к этому богу богов". Богом богов у западных славян именуют 
Свентовита, скорее всего это одна из главных ипостасей Рода. "Суда божия не 
минути" 
- Суд или суд - одна из ипостасей рода. Роду сопутствуют рожаницы (в "Вопросах 
Кирика", памятнике словесности XII века: "Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и 

сиры и мед..."), как-то связаные с судьбой, вероятно, если Рода именуют Судом, 
то 
рожаниц - судиницами. Иногда упомянута только одна Рожаница: "Извыкоша елени 
класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. 
Також и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам,... 
а се 
егуптяне требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и раститель 
класом".("Сл. Св.Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идолом 
и 
требы им клали"). В светлой ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом 
(Артемидом): "Артеми, юже нарицають Родъ" ("Мученiе св.Трифона изъ февральской 
Минеи четiи по списку XV века." Моск. дух. Акад.N584). Любопытно, что в 
качестве 
синонима к "родъ" Срезневский проводит слово "геена, огонь неугасимый". Род в 
ППЯ по 
Срезневскому противопоставляется христианскому Богу, т.е приравнивается к его 
противникам, Сатане, равным ему по "назначению": "То, иже служат Богу и волю 
его 
творят, а не Роду, ни Роженицам, кумиром суетным, а вы поете песнь бесовскую 
Родоу 
и Роженицам" (Сбор. Троиц, 16 век). Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю, 
хотя ни 
разу в ППЯ их не именуют так. Яcно, что Рожаницы - девы жизни и судьбы которым 
"с 
робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варяъ на собрание 
рожаницамъ"("Цветник"), и люди еще в 13 веке "готовающеи ражаницам трапезоу и 
исполняюще демонови чьрпания" ("Паремейник", 1271 г.) "А овце вернии людьи, иже 

работають Богу, а не рожаницам" (Изборник 13 века - "Книга нарицаемыя изборникъ 
и о 
многъ оць тълкованы") "Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья 
дьавола" 
(Пиисiевскiй сборникъ конца XIV в.) 
 
Белобог или Свентовит(Svantevit) - явий ("добрый") бог, бог плодородия согласно 

"Mater Verborum", и противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода. Свентовит, 
Святовит, Световик, Светич - бог Белого света, бог богов, верховный бог, 
бог-всадник, 
сражающийся с ночью. Упомянут в "Славянской хронике" Гельмольда, подробно 
описан у 
Саксона Грамматика в "Деянии данов", как главный бог, бог богов храма при 
Арконе, 
упомянут в "Mater Verborum". Именно он чаще всего подразумевается под именем 
Белобог у славян, соотносим с Аполлоном (Атремидом), а сопутствующая ему 
Рожаница 
- с Артемидой. Свентовит отождествлен с четырехликим изображением верхнего 
яруса 
Збручского кумира. Четырехликое изображение Свентовита стояло в знаменитейшем 
Храме в городе Аркона. Кумир истреблен епископом Абсалоном в 1168 г. Саксон 
пишет: 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-