|
ь Сулам, станет маленьким обществом. А потом это маленькое общество как
общество последнего поколения превратится уже во все человечество, когда будет
достигнуто совершенное слияние полного кли с Творцом.
Значит, все наше сегодняшнее существование полностью зависит от группы. Создать
ее таким образом, чтобы я мог, получая поддержку, относиться к ней так, как
относится Творец, это – то, что мы должны сегодня сделать.
«Возлюби ближнего как самого себя», сказал рабби Акива – «это главный общий
закон Торы или Каббалы».
Почему это главное и общее? Потому что это отношение Творца к мирозданию: свет,
который исходит из нулевой стадии в первую (из стадии Шореш в бхина Алеф). Выше
этого мы ничего не знаем. Выше этого нет Творца. Выше этого есть Ацмуто – то,
что существует вне нас, не относительно нас. Относительно нас Он себя проявляет
только таким образом.
Поэтому мне надо выбрать группу людей, которые согласны со мной, и создать
между нами такие отношения. Но тут возникает вопрос: что такое
группа?
Группа – это нечто духовное, что находится между нами. Это наша общая задумка,
замысел, идея. Это не просто мое отношение к каждому, но и к тому, что внутри
нас проявится как Творец. Если мы начнем друг к другу так относиться, то в нас,
между нами, возникнет такое чувство, которое будет называться Творцом. Мы
ощутим этот свет, ощутим это доброе отношение – это Творец проявится в нас.
И я вдруг начну обнаруживать, что мне не надо уподобляться Творцу, который
стоит, якобы, рядом со мной. Это сейчас я себе Его представляю и сближаюсь с
Ним, с этими мирами. А тогда я начну видеть, что Он находится там – внутри этой
группы, в отношениях между нами, и, включаясь в эти отношения, я сближаюсь,
сливаюсь с Ним – так, что теряю свое «я» внутри этого. Это и называется выходом
через махсом, когда ты – как прыгаешь туда, а твое «я» (эгоизм), остается
снаружи, по ту сторону.
Вопрос: В чем заключается
работа?
Вся работа – внутренняя. А каким образом ты можешь ее проявить? Можешь
проявлять ее внешне. Естественно, для того чтобы организовать эту внутреннюю
работу, нужны какие-то внешние действия. Для того, чтобы собрать большую группу,
приходится прилагать силы в нашем мире. Но если бы этого не надо было делать –
так и не надо.
Просто мы находим специально для себя (потому что это выражает наши внутренние
стремления) именно такие возможности, чтобы больше быть вместе, чтобы больше
объединяться, чтобы найти больше общих совместных действий, выразить каждый
свое внутреннее наружу. Вплоть до того что, если не будет достаточно
возможности у каждого друг с другом общаться – то мы испортим картофелечистку
или овощерезку, будем там вместе стоять конвейером и чистить и резать. Нам
нужна какая-то форма, какой-то базис, материал для общения, где мы вместе будем
находиться.
Поэтому нам нужна эта палатка. Конечно, здесь есть всякие символические
особенности – крыша например как бы масах, над ним находится Высший свет,
который светит через щели – окружающий свет, в соответствие всей этой
атрибутики Высшему миру. Но, в принципе, без сукки – будет все то же самое.
Мы используем всевозможные внешние атрибуты – для того, чтобы соединить себя
вместе с остальными. Если бы я это должен был делать только один, а остальные
нет – то я этого никогда бы не делал. А поскольку мы это делаем вместе, мы в
это вкладываем общие усилия – это уже создает тут основу, на которой дальше мы
строим свое общее кли. Только для создания общности, слияния, связи между нами,
начиная с самого низкого животного уровня и далее – наверх, только для этого мы
все делаем. Иначе я бы ничего этого не делал. Только ради этого.
То есть, если здесь находится что-то духовное, Высшее, устремленное к Творцу,
то это потому, что мы отдали сюда свои желания. Не для того, чтобы построить
эту хорошую сукку, а для того, чтобы вместе создать необходимое количество
усилий, чтобы добавить к этому свои желания, свои устремления, чтобы в итоге
проявилось наше стремление к Высшему. Такое, чтобы отозвалось большим
окружающим светом. Всего лишь. Иначе ничего духовного в этом нет.
Даже Храм в Иерусалиме сразу же разрушился, как только ученики рабби Акивы
вместо любви стали ненавидеть друг друга. Рабби Акива сказал: «Возлюби ближнего
как самого себя» – это является общим законом», а у них вместо этого изнутри
вдруг вспыхнул эгоизм. Они перешли определенный исторический этап, когда эгоизм
должен был подняться, – он в них настолько подскочил, что они сразу же вместо
любви (все двадцать четыре тысячи его учеников) стали относиться друг к другу
эгоистически – это значит «возненавидели друг друга». Мы не представляем, что
это – ненависть. На самом деле – это ненависть. Ну, мы о себе не хотим так
говорить.
И сразу же разрушился Храм. А иначе, что бы осталось от этих кирпичей? Просто
какой-то дворец. Водили бы туда эк
|
|