|
я представляет «сфера духа» не только в индивидуально-психологическом, но и
в социально-космическом, мирском, культурно-историческом контексте. Однако
работы эти все еще разрознены, частичны, недостаточно выявлены как общность,
так и многообразие проблематики, равно как и ее охват от «вселенских» вопросов,
вопросов о тайнах бытия, до возрастающего многообразия сложности
«повседневности», в которой каждый индивид ищет не столько всеобщий, сколько
личностно-индивидуальный смысл и пути построения личной судьбы, решения всего
обилия вопросов, затрагивающих «мелочи» жизни.
Думаю, уже в силу этих проблем назрела потребность более широкого обсуждения в
появляющейся новой проблематике, а вместе с тем и соотнесение языков, на
которых впервые в истории поднимались и звучали вечные проблемы, с обилием
информации и своеобразием понятий и логики современных форм восприятия и
осмысления мира.
Следует заметить, что значительный интерес вызывают и те
течения
в духовной культуре, которые длительное время были отлучены от внимания
серьезных исследователей. К ним относится целая сфера, не находившая себе место
в духовной культуре и жизни – это различные виды иррационализма, к которым
относилась мистика, эзотерические течения, каббала, нетрадиционные религии и т.
д.
Эзотерические знания, своеобразная «мода» на эзотеризм имеют свои причины,
более глубокие, чем просто «мода». Возросший интерес к ним – растущая
неудовлетворенность современным состоянием проблем о смыслах бытия человека,
как индивида, так и общества в целом, опасность нарастающего катастрофизма
человеческих действий, казалось бы, напрямую руководимых разумом и часто не
совместимых с результатом. Наконец, немалую роль играет усиливающийся кризис
цивилизационных и культурных ценностей и идеалов, неудовлетворенность
процессами целеполагания и самим ходом человеческой цивилизованной жизни,
которые при росте потребительства и комфорта часто теряют свои человеческие
черты.
Увеличение бедствий нередко является последствием бессмысленной хаотизации
человеческих действий или их чрезмерной «зарационализированности» при
одновременном росте хаоса в эмоциональной жизни людей.
Есть и другие причины, побуждающие острый интерес к состоянию духовного знания
и культуры, и ощущения недовольства ими. Кризис одностороннего рационализма,
инструментализма и технократизма свидетельствует об определенном разрыве
рациональной и эмоциональной культуры. Вместе с тем идет процесс расширения
сферы и форм знания о мире и человеке, об их многообразии, и растет потребность
в духовной и поведенческой толерантности в коэволюционном соотношении разных
культур. При этом возникает интерес к проблемам хаотизации духовной и особенно
нравственной культуры, чреватый серьезными последствиями и требующий особого
внимания к сути и формам образования и воспитания человека.
Возникает вопрос: возможна ли систематизация и толерантность в сфере растущего
многообразия идей, интересов и ценностей, или мы присутствуем при
складывающемся разрыве между упорядоченностью мира материальных вещей и хаосом
в сфере духа? Может ли человечество выжить в таком состоянии или нужно сменить
парадигму в понимании того, что есть «духовная культура», каковы ее
продуктивно-творческие разнообразия? Таковы лишь немногие из задач исследования
сфер духовной жизни человека. И появление книг, способных профессионально,
философско-логически подойти к исследованию этих вопросов, подобно данной
работе М. Лайтмана и В. Розина, крайне актуально. Актуально потому, что до сих
пор проблемы человеческого сознания рассматривались в сугубо рациональном ключе.
И в философии, и в психологии досконально разобраны все тонкости рационального.
Но сфера иррационального, с его вариациями и возможностями, практически не
представлена в научно-философской литературе, о ней до сих пор известно очень
мало. Более того, сегодня в этой области знаний мы наблюдаем возникновение
множества различных спекуляций, которые не основаны на конкретном материале и
используют специфическую для духовной сферы терминологию без разбора
теоретических оснований, истории проблемы, ее корней.
Сегодня, когда рухнули многие идеологические системы, и человек, утратив смысл
жизни, программу своего бытия, теряется в поисках духовной опоры среди массы
паразитирующих на проблемах духовности необразованных людей, сводящих этот
поиск, в котором есть сугубо философский, серьезный аспект, лишь к решению
бытовых проблем, – именно сегодня необходимы подобные исследования сферы
иррационального, способные рассмотреть данную проблематику в широте спектра
всей истории философский мысли, передать аромат древних учений и показать
специфику иррационального подхода, и, в тоже время, сблизить их с
рационалистическим подходом, пониманием, типичным для XX-XXI веков. И перед
такого типа исследователями, как авторы данной книги, которые имеют и
философскую подготовку, и способны научно, логически работать с материалом,
рационально его обрабатывать, – перед ними сейчас стоит задача: дать ответ
взыскующему человечеству, которое находится в поиске духовного, но еще не
подготовлено к тому, чтобы самостоятельно разрешить проблемы, возникающие на
этом пути.
Эту книгу, как первую попытку диалога-дискуссии двух авторов – М. Лай
|
|