|
ому каждый из них воздействует на него в зависимости от своей духовной
близости к свету.
Если мы уподобим белый свет бумаге, то как в книге написанное представляет
собой информацию и выделяется из белого, так и посредством восприятия красного,
зеленого или черного цветов мы в состоянии почувствовать и воспринять свет.
Таким образом, мир Ацилут (сфира Хохма) – белый фон книги, и потому мы не в
состоянии его постичь. Однако Бина (мир Брия), Тифэрэт (Ецира), Малхут (Асия) –
цвета красный, зеленый, черный – дают нам информацию на основе их взаимного
сочетания, взаимодействия и реакции на свет, проходящий из мира Ацилут в наш
мир.
Таким образом, миры Брия, Ецира, Асия представляют собой как бы
концентрические оболочки мира Ацилут.
Разберем теперь 4 вида постижения объекта: материю, свойство материи,
отвлеченную форму и сущность – на примере из нашего мира.
Допустим, объект – это человек-лжец. Материя – это тело человека. Свойство
материи – лжец. Отвлеченное свойство – ложь, представляемое нами вне связи с
материей. Четвертое – сущность человека. Сущность человека вне ее связи с телом
совершенно непознаваема.
Наши органы чувств, даже дополненные любой фантазией и приборами, не позволяют
нам представить саму сущность. Лишь ее действия, реакции на окружающее и
всевозможные взаимодействия с ним познаваемы нами.
Например, мы воспринимаем органом зрения не сам предмет, а его взаимодействие
со светом, вернее, взаимодействие отраженного света с нашим глазом. Органом
слуха – не сам звук, а его взаимодействие с органом слуха. Органом вкуса –
следствие от взаимодействия нервных окончаний, слюны и желез с объектом, но не
сам объект.
Все наши чувства раскрывают нам лишь взаимодействия реакций сущности, но не ее
саму. И даже органы осязания: руки, тело, дающие нам информацию о твердости,
температуре объекта, не раскрывают сам объект, а позволяют судить о нем лишь по
реакции на наши прикосновения и ощущения.
Таким образом, максимальное постижение мира состоит в исследовании действия
сущности. Но поскольку ни разу не ощутив ее, мы даже в самой смелой фантазии не
можем ее себе представить, то отсутствует у нас и мысленный образ и желание
исследовать ее. Отсюда ясно, почему даже самих себя, своей сущности мы познать
не можем.
Воспринимая себя как объект, занимающий место, имеющий форму, температуру,
мысль, мы воспринимаем результаты действия своей сути, но не ее саму. Самое
полное представление о нашем мире мы получаем от первого вида постижения
объекта-материи – и этой информации нам вполне достаточно для нашего
существования и общения с окружающим миром.
Второй вид постижения – свойство материи – становится нам доступен в
результате исследования окружающей природы с помощью наших органов чувств.
Развитие этого вида постижения привело к созданию науки, на которую мы
опираемся во всех случаях жизни и в достоверности которой уверены. И это
постижение мира также вполне удовлетворяет человека.
Третий вид постижения – отвлеченное свойство объекта – был бы возможен, если
бы мы могли наблюдать это свойство не облаченным в объект, т.е. не связанным с
материей. Лишь в воображении возможно отделить свойство от материи: допустим,
ложь как абстрактное понятие, не в связи с человеком.
Но исследование свойства вне связи с материей, в ее абстрактном виде, как
правило, не дает верных результатов и не подтверждается на практике. Что уж
говорить тогда о свойстве, ни разу не наблюдаемом в его облачении в материю!
Таким образом, мы видим, что из 4 видов познания объекта его суть – совершенно
непознаваема, а познание его отвлеченных свойств неизбежно дает неверный
результат. И лишь материя и ее свойства, рассматриваемые в связи с материей,
дают нам вполне правдивое и достаточное представление об исследуемом объекте.
В духовных мирах АБЕ”А (Ацилут, Брия, Ецира, Асия) каждый объект может быть
полностью постигнут лишь после всех 4 видов исследования. Причем цвета (красный,
зеленый, черный) в этих мирах представляют собой материю.
Белый цвет в мире Ацилут представляет собой форму, облаченную в материю, а
свет, находящийся в Бесконечности, представляет собой сущность. Читатель,
изучающий книгу «Зоар», должен помнить, что он обязан ограничить свои мысли и
желания лишь двумя видами исследования, которые ему вполне доступны.
Все сфирот подразделяются соответственно также на 4 вида постижения, где сфира
Хохма представляет собой форму; Бина, Тифэрэт, Малхут – материю, облаченную в
данную форму.
В книге «Зоар» исследуются сфирот Бина, Тифэрэт и Малхут. Форма вне связи с
материей не исследуется в книге «Зоар». И тем более сущность, т.е. часть Творца
(часть Бесконечности), оживляющая каждую часть Творения.
Причем сфирот Бина, Тифэрэт и Малхут в мире Ацилут доступны нашему
исследованию, а сфирот Кэтэр и Хохма даже в конце мира Асия не могут быть
доступны нам.
Все существующие в каждом из миров объекты делятся на 4 уровня: неживой,
растительный, животный, «человек», что соответствует 4 уровням желания получить
и наслаждаться светом Творца. Причем любой объект также состоит из этих 4
уровней желания. И потому че
|
|