|
а в сфирот.
Как в келим нет никаких изменений, так нет света, который бы не состоял из 10
сфирот, а все отличие одной сфиры от другой только в их внутреннем намерении,
называемом отраженный свет – ор хозэр, который и является намерением «насколько
в состоянии получить ради Творца», так и в выполнении Заповедей, нет отличия
между простым верующим и большим равом, и все обязаны выполнять 613 Заповедей.
И здесь именно в силе правило «не прибавлять и не уменьшать». И большому
праведнику запрещено добавлять, небольшому знатоку Торы запрещено уменьшать. И
это в соответствии с правилом, имеющим место в 10 сфирот, как написано в книге
«Сэфэр Ецира»: «10, а не 9, 10, а не 11».
А как уже известно, есть обратная зависимость между келим и светом в них:
первыми исправляются более чистые, высшие келим, и потому первые поколения
завершили часть действия более последних. Тогда как в светах: последние света
проявляются, входят первыми, и потому завершают их последние поколения более
первых.
Мы, на основе историко-общественно-религиозного развития общества, видим, что
прошлые поколения, по причине свойств душ в них, не искали причин и основ веры
и необходимости выполнения исполнительных Заповедей, в то время как в нашем
поколении, практически у каждого, возникает потребность именно понять и
осознать духовное, потребность духовного постижения Творца, а затем уже
приходит компромиссное согласие и на выполнение исполнительных Заповедей.
Но поскольку любое проявление духовных свойств полное, то и в нашем поколении,
в котором спускаются в наш мир наиболее эгоистические души, есть среди них
также и относящиеся к душам типа хаба”д хага”т, но не к ним самим, а к хаба”д
хага”т, включенным (иткалелут) в нэх”и, потому что любая духовная ступень
состоит из 10 сфирот, содержащих в себе части от всех ступеней, но главное ее
свойство – это она сама.
Поэтому и в нашем поколении есть удовлетворяющиеся только выполнением
Заповедей, не испытывающие необходимости исправления своих намерений, отношений
к Творцу. Среди возражающих изучению Каббалы, как правило, личности с
небольшими желаниями, подобные желаниям хаба”д хага”т.
Единственное творение – это желание получить наслаждение, единственное, что
существует кроме Творца, потому что создано им, потому как Он желает дать
наслаждение. Но поскольку:
1) при получении наслаждения возникает неприятное ощущение стыда от ощущения
себя получающим,
2) желание получить ограничено,
то необходимо исправление этого желания получить добавлением к нему мысли,
мотивации, намерения. Если желание получить использует свое стремление
насладиться, так как это желание Творца, то его получение равнозначно отдаче,
потому что получает, чтобы доставить приятное дающему, а не самонасладиться.
Для того чтобы создать возможность такого исправления намерения в желании
получить наслаждение, Творец создал 2 противоположные системы чистых и нечистых
сил-желаний. Желание получить ради себя называется злом (дурное начало – ецэр
ра), потому что именно его эгоистическая форма не позволяет получить духовное
наслаждение. Через систему нечистых, эгоистических сил произошел человек в
нашем мире, его тело желание самонасладиться всем, что он видит перед собой в
нашем мире.
Эту природу, единственное творение, изменить нельзя, но можно исправить ее,
привести к состоянию, когда с желанием получить можно будет получить все что
угодно во всех мирах! И это исправление формы намерения при получении
наслаждения потому, что этого желает Творец, наслаждаться ради дающего,
называется исправлением.
Достичь такого исправления можно только с помощью Торы и выполнения Заповедей
Творца. Тора дана нам как орудие для исправления нашего зла, а Заповеди – это
желания Творца, Он как бы говорит нам, что эти действия желательны Ему, если
Заповеди исполнительные, и нежелательны Ему, если Заповеди запретительные.
Из этого следует, что все наши действия можно разделить на: запретительные
(нежелательные, «ло таасэ»), исполнительные (желательные, «таасэ»), нейтральные
(свободные, «рэшут»). В отношении к исполнительным или запретительным заповедям,
поскольку это точное указание и желание Творца, необходима осторожность в их
исполнении, даже без всякого намерения.
Но основная работа в достижении надлежащего, желательного намерения происходит
именно в нерегламентированных Торой действиях, выполнение которых не ведет ни к
заповеди, ни к ее нарушению: потому что, выполняя свободное действие с
намерением «ради Творца», человек вносит это действие из свободной зоны своих
желаний в систему чистых сил и превращает его этим в Заповедь, пока не
переведет всего себя, все свои свободные желания и мысли к Творцу.
Но именно в изменении мотивации выполнения свободных своих действий человек
сталкивается с огромными трудностями, с борьбой против своего зла, эгоизма.
Потому что его тело-желания говорит ему, что нет в его действиях ничего, что бы
относилось к запрету или указанию выполнить, и нет поэтому в них никакого
выигрыша, вознаграждения.
А без вознаграждения тело работать не в состоянии. Поэтому, если обязывающие
Заповеди, исполнительные или запретительные, человек исполняет как обязанность,
то в области свободных действий именно намерения человека делают из этого
действия Заповедь, переводят его в систему чистых сил. Заповеди человек может
выполнять без всяких намерений в силу воспитания, ожидаемого вознаграждения в
этом или будущем мире или ради Творца, т.е. с намерениями или без них.
Но если человек берет нейтральное действие и желает его выполнить, то именно
намерение вынуждает его к этому, против чего и выступает тут же эгоизм,
поскольку нет запрета на само действие, а только на его намерение, ради Кого он
делает это.
Как сказано: «Неважно Творцу, как им
|
|