|
ожественному. Кстати, и в нашем мире свет - самое непонятное явление,
несмотря на все корпускулярно-волновые и пр. теории.
Еще Рамбам писал, что наша вселенная создана на уровне ниже скорости света.
Выше скорости света - это уже не наш мир. Есть и иное представление о свете в
нашем мире. К примеру, мы говорим: светло на душе, это - как луч света, здесь
речь идет о каком-то наслаждении или о свете мысли, разума.
Но если я выбираю слова соответственно своим ощущениям, передаю их тебе, а ты,
соответственно, представляешь себе свои ощущения, соответствующие в твоем
представлении моим словам, то где тот единый эталон, с помощью которого мы
можем измерить подобие наших ощущений от одного и того же понятия-слова?
Но поскольку мы не имеем дело с точным сравнением ощущений, а психология и
психиатрия еще до этого неизвестно дойдут ли, то нам не остается ничего, как
только пользоваться понятиями, не контролируя идентичность наших ощущений.
Не обязательно мои ощущения должны быть тождественны твоим. Я вызываю у тебя
нечто похожее... и это весь наш язык. Но если мы не можем в нашем мире точно
выразить нашим языком свои ощущения, то как мы можем применять наш язык для
описания духовных ощущений? Ведь духовный мир - это мир ощущений, без тел,
только желания и ощущение их. Причем, как говорят каббалисты, это совершенно и
абсолютно точные восприятия, а потому они требуют совершенного и точного языка
их описания.
И если это так, то как мы можем выразить нашими словами такие четкие понятия,
как мельчайшие, тончайшие духовные ощущения божественного? Описание духовного
мира - это описание человеческой души, ступеней ее сближения с Творцом, т.е.
все большего Его ощущения. Каббала делит общую душу на части, дает каждой из
частей определенное, согласно ее свойству, название, описывает действия этих
частей.
Все это язык чувств, но он строгий, позволяющий применять графики, чертежи,
формулы. Каббала - это инженерия души. Но как мы можем применять в таких точных
исследованиях и описаниях наш неточный, ограниченный земной язык?
Попробуйте дать точную оценку вашему настроению, сравните его графически с
настроением другого, сопоставьте в процентах с вашим вчерашним, попробуйте
выразить все оттенки вашего самочувствия в цифрах, в зависимости настроения от
ощущений, тревоги от усталости, формулы страхов - от времени суток и пр. Мы не
можем в нашем мире четко градировать вещи, относящиеся к нашим внутренним
ощущениям.
Допустим, связь между моим прикосновением к чему-то горячему и всплеском волны
в моем мозгу зависит также от моего настроения, самочувствия, тренировки,
которые у каждого свои собственные. Мы не умеем сравнивать в процентах,
количественно и качественно наслаждение от музыки с наслаждением от вкусного
блюда. Но если наш язык настолько примитивен, ограничен, субъективен и неточен,
то как могли его взять каббалисты для описания духовных абсолютно точных
чувственных действий и почему взяли именно его, а не изобрели особый язык?
Ведь если неверно использовать в точной науке какой-то хотя бы один символ, то
тот, кто знаком с этим символом, но не знает, что есть путаница, не поймет,
откуда такие результаты. Для него это будет совершенно недостоверное научное
утверждение. А незнающий символов примет описываемое за истину и ошибется! Если
простой человек возьмет слова нашего мира или изобретет какие угодно новые
термины и начнет с их помощью описывать якобы происходящее в духовном, ясно,
что ни о какой достоверности речи быть не может.
Поэтому выбрали каббалисты особый язык для своей науки, который назвали "язык
ветвей". Причина этого в том, что все в нашем мире создано и управляемо:
неживое, растительное, животное, человек, все, что с ними происходило,
происходит и будет происходить, т.е. все объекты и их управление - все это
нисходит от Творца и проходит через все духовные миры, пока не появляется в
нашем мире. А управление всем этим постоянно обновляется свыше, сверху вниз, до
нашего мира.
Все, что есть в нашем мире, в обязательном порядке начинается в высшем мире, а
затем постепенно, ступенчато нисходит в наш мир. А так как все в нашем мире
есть порождение высшего мира, то есть строгая связь между объектами нашего мира,
следствием, и их причиной, источником в духовном мире.
Каббалисты, которые точно находят эту связь, видя высший объект, корень, из
которого нисходит эта связь, и видя низший объект в нашем мире, неосознанно,
неощущаемо получающий от высшего, являющийся порождением и находящийся под
властью высшего, могут точно сказать, что с чем связано, а поэтому могут
назвать объекты-корни в высших мирах именами их материальных следствий, ветвей,
в нашем мире.
Поэтому этот язык получил название "язык ветвей" (а не язык корней, потому что
корням дается название ветвей). Таким образом, каббалисты нашли такой язык,
который четко описывает духовный мир нашими словами. И иного языка просто быть
не может, потому что откуда возьмешь слова, которые были бы понятны находящимся
в обоих мирах?
Но отсюда следует особое правило, которое мы обязаны усвоить как самое основное
в нашем отношении к Торе: мы должны раз и навсегда запомнить, что читаемые нами
слова в Каббале и во всей Торе - это только слова (но не объекты) нашего мира,
а то, что стоит за этими словами - это только духовные объекты, корни, ни в
коем случае не имеющие отношения к нашему миру. И чтобы это нас никогда не
путало!
Как говорится, Тора - это святые имена Творца, т.е. постижения Творца, потому
что имя означает постижение. Это подобно тому, как в нашем мире мы даем
название объекту по тому, как он проявляет себя в наших ощущениях.
Поэтому вся Тора - это описание ступеней сближения с Творцом, ощущения Творца.
Язык этот взят каб
|
|