|
Можно было бы попытаться оправдать происшедшее, отнеся его за счет
естественного человеческого страха (к тому же не за себя, а за судьбы
народа), если бы разведчики не совершили два серьезных преступления:
во-первых, они самовольно и безоговорочно решили, что народу не следует
идти в эту землю; и, во-вторых, ради непременного осуществления своего
решения они готовы были применить все средства, вплоть до клеветы на Землю
Израиля. Убедить Моисея своими доводами они не очень надеялись; они больше
рассчитывали на то, что их клевету воспримет народ. Им казалось при этом,
что они руководствуются благим побуждением - предотвратить тяжелую участь,
на которую в этой необычной стране был бы обречен народ Израиля.
Среди разведчиков были только два человека, твердо решивших
выполнить заповедь Бога и повести народ в Землю Ханаанскую. Первый -
Иеhошуа бин-Нун, представитель колена Эфраима, известный всем как ближайший
ученик и слуга Моисея. Второй - Калев бен-Иефуне, представитель колена
Иеhуды. Его родословное имя - бен Кеназ, но в этой главе он именуется
прозвищем "бен Иефуне", означающим: "тот, кто повернется (обратится в
правильную сторону)".
Мидраш сообщает, что представители колен поодиночке вошли в Хеврон,
чтобы произвести военную разведку. Калев же бен-Иефуне, оказавшись в
Хевроне, направился к Махпеле - пещере, где похоронены Праотцы (Авраам с
Сарой, Ицхак с Ривкой и Яаков с Леей), и молился, чтобы они дали ему силы
выступить против большинства и убедить народ решиться на завоевывание Земли
Ханаанской. За это впоследствии город Хеврон был отдан Калеву и его
потомкам (Ялкут Шимони, Шлах).
13:23. И ДОШЛИ ОНИ ДО ДОЛИНЫ ЭШКОЛ, И СРЕЗАЛИ ТАМ ВЕТВЬ С ОДНОЙ ГРОЗДЬЮ
ВИНОГРАДА, И ПОНЕСЛИ ЕЕ НА ШЕСТЕ ВДВОЕМ...
И эта виноградная гроздь, которую двое несут на шесте на плечах, а
она свисает почти до земли, - стала символом плодородия Страны Израиля.
...И ВЗЯЛИ ИЗ ПЛОДОВ ГРАНАТА И ИЗ ПЛОДОВ СМОКОВНИЦЫ.
И эти плоды, как говорит Мидраш, тоже были гигантские: один человек
нес один большой гранат, а другой - одну большую смокву (Ялкут Шимони,
Шлах).
13:24. МЕСТО ЭТО НАЗВАЛИ ДОЛИНА ЭШКОЛ, ИЗ-ЗА ГРОЗДИ, КОТОРУЮ СРЕЗАЛИ ТАМ
СЫНЫ ИЗРАИЛЯ.
Возвращение разведчиков в стан:
8 Ава 2449 г. от Сотворения мира
13:25-26. И ВОЗВРАТИЛИСЬ ОНИ ПО ОБОЗРЕНИИ ЗЕМЛИ К КОНЦУ СОРОКА ДНЕЙ. И
ПОШЛИ, И ПРИШЛИ К МОИСЕЮ И ААРОНУ, И КО ВСЕЙ ОБЩИНЕ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ В ПУСТЫНЮ
ПАРАН, В КАДЕШ, И ПРИНЕСЛИ ОТВЕТ ИМ И ВСЕЙ ОБЩИНЕ, И ПОКАЗАЛИ ИМ ПЛОДЫ
ЗЕМЛИ.
"И пришли к Моисею и Аарону". - Мы видим, что разведчики начали с
правдивого сообщения о благах обследованной земли, что и входило в их
обязанности как исследователей. Почему они так поступили? Потому что сочли
целесообразным сперва попробовать уговорить Моисея, с которым они
совещались отдельно.
13:27-29. И РАССКАЗАЛИ ЕМУ [Моисею], И СКАЗАЛИ: ПРИШЛИ МЫ В ЗЕМЛЮ, В
КОТОРУЮ ТЫ ПОСЛАЛ НАС, И, В САМОМ ДЕЛЕ, ТЕЧЕТ ОНА МОЛОКОМ И МЕДОМ, И ВОТ
ПЛОДЫ ЕЕ. НО СИЛЕН НАРОД, ЖИВУЩИЙ В ЗЕМЛЕ ТОЙ, И ГОРОДА УКРЕПЛЕННЫЕ, ОЧЕНЬ
БОЛЬШИЕ, И ТАКЖЕ СЫНОВЕЙ АНАКА [великанов] МЫ ВИДЕЛИ ТАМ. АМАЛЕК ЖИВЕТ В
ЗЕМЛЕ ЮЖНОЙ; ХИТИЙЦЫ, ИЕВУСЕИ И ЭМОРИЙЦЫ - НА ГОРЕ, ХАНААНЕЙ ЖЕ - У МОРЯ И
ПО БЕРЕГУ ИОРДАНА.
Разведчики охарактеризовали силу народов, живущих вдоль границ Земли
Израиля: южной, северной ("гора"), западной ("море") и восточной
("Иордан"), говоря: не то что завоевать, но даже проникнуть в эту землю
невозможно. Моисей ответил им так: "Не страшитесь, военные проблемы - не
ваша забота; Бог, Который вывел вас из Земли Египетской и чудеса Которого
все вы видели, Сам пойдет перед нами и прогонит врагов наших от лица
нашего". Но эти люди не слушали Моисея. Видя, что убедить его не удается,
разведчики решили вынести свой спор с Моисеем "на суд народа", апеллировать
к массам. Тут слова попросил Калев бен-Иефуне; оно было ему предоставлено,
поскольку разведчики считали его своим. Калев, однако, не побоялся
выступить против большинства:
13:30-31. НО КАЛЕВ УСПОКАИВАЛ НАРОД ПЕРЕД МОИСЕЕМ, И СКАЗАЛ: "НЕПРЕМЕННО
ВЗОЙДЕМ И ЗАВОЮЕМ [землю], ТАК КАК СМОЖЕМ ОДОЛЕТЬ ЕЕ". ЛЮДИ ЖЕ, КОТОРЫЕ
ХОДИЛИ С НИМ, СКАЗАЛИ: НЕ МОЖЕМ МЫ ПОЙТИ НА НАРОД ТОТ, ИБО ОН СИЛЬНЕЕ НАС.
После оглашения этих противоположных взглядов мнения в народе
разделились, причем разведчикам взять верх не удалось. Тогда они применили
последнее "сильное средство": ложные слухи.
|
|