|
2.4.2. Заповедь о строительстве Храма
2.4.3. Зачем нужен Храм?
2.4.4. Жертвоприношения
2.4.5. Храм и искупление грехов
2.4.6. Конец Первого Храма
2.4.7. Второй Храм
2.4.8. Третий Храм
Продолжение
----------------------------------------------------------------------------
2.3. Разрушение Второго Храма
"Из-за взаимной ненависти сгорел Храм". (Йома 9Б)
2.3.1. Иудея периода Второго Храма и Рим
С -190 года в дела Ближнего Востока и Малой Азии начинает активно
вмешиваться Рим. В -63 году Помпей воспользовался гражданской войной в
Израиле между двумя братьями Аристобулом и Гурканом и с легкостью завоевал
страну. Помпей лишил Иудею почти всех завоеваний, сделанных в предыдущем
веке царями из династии Хасмонеев, и признал правителем страны Гуркана,
правда, без царского титула, но Гуркана это вполне устраивало, потому что
большая часть евреев желала видеть во главе страны не царя, а
Первосвященника. Гуркан, как и все Хасмонеи, был коhеном, то есть потомком
Аарона, брата Моше, и потому имел право занять этот пост. Он стал
Первосвященником, и, начиная с этого года, все важные решения в Иудее
принимались только с одобрения Рима.
Эпоха последующих иудейских царей не очень существенна для рассказа
о разрушении Храма. Достаточно сказать, что в -37 году династия Хасмонеев
пресеклась и на царский престол Иудеи взошел Ирод Великий, который в рамках
еврейской традиции не мог быть Первосвященником, т.к. не был коhеном.
Поскольку, по еврейскому закону, он, будучи непосредственным потомком
прозелитов-эдумеев, не мог стать и царем, то традиция видит в нем
узурпатора, незаконно занявшего престол Иудеи. Ирод сумел расширить
Иудейское царство и почти восстановил его в границах времен правления царя
Александра Яная (-103-76), при котором Иудея периода Второго Храма была в
зените государственной мощи.
В 41 году, после убийства императора Калигулы, Агриппа, внук Ирода
Великого, во время своего пребывания в Риме помог Клавдию взойти на престол
Римской империи. Клавдий не остался в долгу и в награду за помощь подарил
Агриппе провинцию Иудея. И хотя Агриппа не принадлежал к легитимному (по
еврейским представлениям) царскому роду, своим поведением он сумел добиться
уважения со стороны еврейских мудрецов. О праведном поведении царя во время
его правления свидетельствует и Талмуд. Очень быстро, в течение буквально
трех лет, Агриппа I восстановил Иудею в границах царства своего деда.
В 44 году Агриппа I умер. После него остался малолетний сын.
Император Клавдий решил вновь включить Иудею в число римских провинций,
оставив Агриппу II, сына Агриппы I, заложником в Риме. Во главе провинции
Иудея был, как и прежде, поставлен прокуратор (административный
губернатор), назначаемый из числа римских всадников.
По свидетельству Корнелия Тацита, "спокойствие в провинции Иудея"
продолжалось на протяжении всего периода правления первых прокураторов
(6-41 годы), при Агриппе I, а также в те годы, когда Агриппа II находился в
Риме. Однако этот период можно считать спокойным только на фоне
последовавших событий.
В 53 году император Клавдий подарил Агриппе II ряд земель к
северо-востоку от озера Кинерет. Одновременно он поручил ему общий надзор
за Иерусалимским Храмом и право назначать Первосвященников. Это повлекло за
собой целый ряд последствий, которые сыграли роковую роль в еврейской
истории и в конечном счете привели к Великому восстанию 66 года.
2.3.2. Перед восстанием
Современные историки испытывают немалые трудности, когда начинают
разбираться в причинах, приведших к Великому восстанию 66 года. Рим в этот
момент находился в зените своего могущества. Его границы простерлись от
Дуная до Северной Африки. Средиземное море было внутренним морем Римской
империи. Регулярная армия Рима, не считая вспомогательных войск,
насчитывала 350 тысяч человек. Сколько-нибудь существенных военных операций
Рим тогда не вел. Не надо было обладать большими политическими талантами,
чтобы понять, что никаких шансов на победу у восставших не было.
Это с одной стороны. А с другой - мы не находим никаких указаний на
то, что в Иудее велась серьезная подготовка к войне. Нет следов возведения
новых укреплений. Не видно движения посланцев к еврейским общинам стран
рассеяния. Когда речь заходит о причинах Великого восстания, главный
источник наших знаний о нем - Иосиф Флавий - не слишком вразумительно
сообщает о деятельности какой-то крайне малочисленной группы фанатиков.
Талмуд приводит два рассказа о причинах разрушения Храма. Первый из них
находится в трактате Гитин (55-Б), - это история о Камце и Бар-Камце (см.
ниже, в разделе 6.3). Второе высказывание Талмуда по поводу разрушения
Храма находится в Тосефте Менахот (13:4). Тосефта гласит: "Но второй
Храм... за что? За то, что возлюбили богатство и ненавидели друг друга".
Поскольку Талмуд - это прежде всего религиозный сборник, исторические
|
|