|
Все же стремление к национальной независимости, желание вернуть
изгнанников из Вавилона и восстановить власть законного царя Иеhояхина
победили в Иудее. Когда в Вавилоне началось брожение, вызванное интригами
египетского фараона Псамтиха II, Цидкияhу оказался вовлеченным в восстание
против Вавилона, которое приобрело серьезное значение в связи с восшествием
на египетский престол нового фараона Хафра (-588/3336).
2.2.5. Осада Иерусалима и разрушение Храма
На этот раз Вавилон предпринял огромную карательную экспедицию.
Крепости Иудеи одна за другой пали перед врагом. Иерусалим вновь оказался в
осаде. Она была снята на короткое время в связи со слухами о приближении
египетской армии, вышедшей на помощь осажденным. Но египетская армия
вернулась в Египет (Иеремия 37:5), и чудо, которое произошло во времена
Санхерива в -701/3225, когда при аналогичных обстоятельствах осада
Иерусалима была снята, больше не повторилось. Иудея, в сущности, осталась в
одиночестве против всей Вавилонской империи: "Все друзья предали ее
(Иерусалим) и стали ей врагами" (Эйха 1:2). Воспользовавшись происшедшей
катастрофой, эдумеи и филистимляне ворвались в южные районы Иудеи и
захватили их. Одновременно арабские племена вторглись в Негев.
Началась длительная осада Иерусалима. Защита города была абсолютно
безнадежным делом. Еще перед началом осады пророк Иеремия получил
пророчество: "...Тот, кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и
мора, а тот, кто выйдет к халдеям, останется жить, и будет ему собственная
жизнь добычей" (Иеремия 38:2). За это его обвинили в измене и заключили под
стражу, но Цидкияhу освободил его из заключения, прося Иеремию тщательно
скрывать его пророчество. После полуторагодичной осады, когда в Иерусалиме
не осталось продовольствия и голод стал невыносим, вражеские войска сумели
пробить городскую стену и 9 ава 3338 года от Сотворения мира (-586, а в
соответствии с еврейской традицией -422) город пал. Иерусалимский Храм был
сожжен. Многие жители города были изгнаны в Вавилон, остальные разбежались
по соседним странам или скрылись в лесах и пещерах. Цидкияhу, его семья и
приближенные с частью войск попытались бежать из Иерусалима через подземный
ход, но были схвачены в окрестностях Иерихонской долины, предстали перед
судом царя, где им было предъявлено обвинение в измене и нарушении клятвы,
и понесли суровое наказание. Вся Иудея опустела. Уцелели только несколько
городов на севере страны.
У нас нет свидетельств, что с осуждением Цидкияhу прекратилось
царствование дома Давида. По-видимому, пребывавший в Вавилонском изгнании
Иеhояхин продолжал считаться законным царем Иудеи.
2.2.6. Смерть Гедалии
Невухаднецар назначил наместником Иудеи еврея Гедалию бен-Ахикама
(Иеремия 40-44), дав ему самые широкие военные, экономические и
административные полномочия. Узнав об этом, скрывавшиеся в лесах пришли к
Гедалии во временную столицу Мицпу и спросили, что им теперь делать.
Гедалия ответил, что нужно брать пустующие земли, обрабатывать их и жить,
ничего не боясь, при условии, что народ будет хранить верность вавилонскому
царю. Пророк Иеремия также пришел в Мицпу - поддержать нового правителя.
Теоретически можно себе представить, что страна еще была бы способна
оправиться после происшедшей трагедии, что народ смог бы восстановить Иудею
в прежнем блеске. Но пророчество, согласно которому разрушение должно было
быть полным, сбылось. Князь царского дома Ишмаэль бен-Нетания был обижен
тем, что не его назначили наместником. По наущению царя Аммона (царство на
территории нынешней Иордании), он решил убить Гедалию бен-Ахикама. И хотя
Гедалии вовремя сообщили о планах Ишмаэля, он предпочел не реагировать на
эту угрозу. В результате Гедалия был убит, а вместе с ним перебиты
преданные ему вавилонские телохранители. Ишмаэль сбежал в Аммон. Остатки
народа испугались, что Невухаднецар предпримет карательную экспедицию за
убийство наместника и его стражи, и задумали уйти от гнева Вавилона в
Египет. Обратились за советом к пророку Иеремии. Через десять дней после
запроса Иеремия получил пророчество о том, что можно оставаться в стране,
что Вавилон не будет мстить за происшедшее. Однако жители страны не
поверили пророку и ушли в Египет, основав там большие колонии в Эве
(Элефантине) и Мофе (Мемфисе). Таким образом, в Иудее больше не осталось
евреев. Страна пребывала в запустении до тех пор, пока с разрешения
персидских царей не вернулся в страну (-536/3390) Шешбацар (весьма
вероятно, что это сын Иеhояхина), который основал в ней новое еврейское
поселение в окрестностях Иерусалима (Эзра 1:2-11; 5:13-16).
Процесс возвращения в Сион и восстановления еврейского государства
оказался длительным. Не было грандиозных событий, не было войн. Была
медленная кропотливая работа. Несколько волн алии прибыли в страну и начали
постепенно ее отстраивать. Новые репатрианты натолкнулись на враждебность
обосновавшихся там к тому времени народов, но это не могло остановить
евреев. "Одной рукой делали работу, а другой держали меч" (Нехе-мия 4:11).
Так буднично, незаметно произошло величайшее чудо в истории: народ,
изгнанный со своей земли, вернулся на родину. Многие народы были изгнаны
Ассирией; но нам ничего неизвестно об их возвращении на прежде
принадлежавшие им земли, - и в этом смысле судьба евреев уникальна.
Спустя некоторое время персидские цари разрешили восстановить Храм.
Началась эпоха, которую в еврейской традиции принято называть "эпохой
|
|