|
изгнать египтян с их земли, и потому египтянам не приходилось оставлять
свою страну и искать себе новую землю на Востоке. Если и случалось
египтянам приходить в Израиль, то либо когда они выступали против
северо-западного врага, либо для того, чтобы установить политический
контроль над этим ключевым кусочком суши, - но не с тем, чтобы основать там
новую египетскую колонию. Севернее же Израиля происходили непрерывные
миграции народов. Мы видим, как на одной и той же территории вначале
появляется Ассирия, затем Халдейское царство и Вавилонская империя и,
наконец, Персидская. Народы приходили в Междуречье с востока, потом их
оттуда изгоняли, и они уходили дальше на юго-запад в поисках места для
поселения.
В этой обстановке цари Израиля и граничившей с ним Сирии вынуждены
были непрерывно лавировать между двумя крупными державами.
2.2.2. Распад царства
Израиль был объединенным царством под властью единого царя немногим
меньше восьмидесяти лет (-1004-928 / 288729645)), во времена правления
царей Давида и Соломона. Царь Давид завоевал город Иерусалим и заложил там
фундамент Храма, а царь Соломон его построил. С того времени евреи могут
приносить жертвы только в этом месте. Все евреи должны были три раза в году
приходить в Храм в Иерусалиме, чтобы там принести положенные праздничные
жертвы, а также жертвы за "прегрешения вольные и невольные". В -928/2965
году Иероваам бен-Неват сумел расколоть царство на два. Он стал царем
Северного царства, которое объединяло десять еврейских колен. Южным
царством - Иудеей - стал править царь Рахбаам из династии Давида. Иероваам
столкнулся с серьезнейшей проблемой сохранения влияния на евреев своего
царства: ведь они продолжали три раза в году ходить в Иерусалимский Храм.
Чтобы решить эту проблему, он поставил в Израиле два капища: одно в Дане,
второе в Бейт-Эле. При этом он внес изменения в календарь, чтобы праздники
в Израиле не совпадали по времени с праздниками в Иудее. В день освящения
жертвенника в Бейт-Эле туда явился пророк и провозгласил следующее
пророчество: "Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: Вот родится сын
в доме Давидовом по имени Йошияhу, и на тебе зарежет жрецов капищ, которые
совершают на тебе воскурения..." (Царей I 13:2). Спустя триста лет это
пророчество сбылось. Далее два еврейских царства существовали параллельно,
пока не было разрушено Северное царство, а впоследствии и Южное. История их
разрушения и гибели - это и есть наша тема.
2.2.3. Гибель Северного царства
В -734/3165 году Пеках, царь Северного царства (Израиля), и Рецин,
царь Арама, что на территории нынешней Сирии, сговорились против царя
Ассирии Тиглатпаласара III, который захватывал страны одну за другой, "как
собирают оставленные яйца" (Исайя 10:14). Они пригласили присоединиться к
этому сговору Ахаза, царя Южного царства (Иудеи). Ахаз в это время
осуществлял по отношению к Ассирии политику нейтралитета. Он считал
безумием присоединяться к заведомо обреченному делу, а потому категорически
отверг предложенный ему союз. Тогда заговорщики решили присоединить к себе
Иудею силой. Арам и Израиль начали против Иудеи войну - совершенно
необычное дело в отношениях двух родственных государств. "И убил Пеках сто
двадцать тысяч иудеев в один день... И взяли израильтяне в плен у своих
братьев двести тысяч жен, сыновей и дочерей" (Хроник II 28:6,8). Правда,
родственные чувства взяли верх, и пленных накормили, одели, а больных и
слабых отправили в Иерихон. Ахаз решил призвать на помощь царя Ассирии
Тиглатпаласара III. Он отправил ему подарки и обещал гигантскую сумму
денег. Царь Ассирии откликнулся на зов о помощи. Скорее всего, он пришел
бы, если бы ему и не предложили деньги, а может быть, даже без специального
зова. В этом пытался убедить Ахаза пророк Исайя, но Ахаз не был праведным
царем и не внял словам пророка. Тиглатпаласар III пришел с войском, разбил
Арама, а потом и Израиль, отрезал от него все земли, за исключением Шомрона
(Самарии), а жителей с захваченных территорий отправил в дальние земли.
Помощь Ассирии, однако, не принесла большой радости и Ахазу, т.к.,
выплачивая обещанное, он совсем обезденежел. К тому же Ассирия не
собиралась поддерживать его в войнах против эдумеев и филистимлян,
набросившихся на ослабленное Южное царство. В итоге всех этих пертурбаций
от десяти колен Израильского царства остались только жители наделов Эфраима
и Менаше (т.е. Шомрона). Эдумеи оторвали от Южного царства район Эйлата, а
филистимляне - ряд прибрежных городов.
Египет, испуганный приближением Ассирии к его границам, попытался
спровоцировать бунты против Ассирии в захваченных ею землях. Последний царь
усеченного до Шомрона Израильского царства - Ошеа, которого возвел на
престол Тиглатпаласар III, поддался на уговоры Египта и после смерти
Тиглатпаласара III прекратил выплату дани Ассирии. Последствия такого
поступка не заставили себя ждать. Новый царь Ассирии Салманасар V
отправился походом на Шомрон. После трехлетней осады в -721/3205 году
наследник Салманасара Саргон II захватил город Шомрон и всю оставшуюся
территорию Израильского царства. Последнее прекратило свое существование.
Жители Шомрона еще раз попытались взбунтоваться против Ассирии, но из этого
ничего не вышло, и остатки еврейского населения провинции были изгнаны в
различные области Ассирии и Вавилона. На земли изгнанных евреев ассирийцы
пригнали жителей провинции Кут, которые заселили Шомрон и в какой-то форме
|
|