|
говорит нам: "И расположился Израиль там перед горой" (Исход 19:2),
используя форму единственного числа: "расположился", хотя все остальные
глаголы в этом же стихе во множественном числе: "И двинулись,.. и
пришли..." и т.п. Это сообщает нам, что Израиль в этот момент поднялся до
такого уровня, что все были как один человек, с единым сердцем" (Раши).
Так же и во времена Пурима они "взяли на себя" обязательство достигнуть
такого же состояния единства.
Таким образом, как и у Синая, средство, которое может восстановить единство
евреев, - это Тора. Хотя занятия Торой - это дело разума, а все люди думают
по-разному, все же это занятие создаст единство взамен разделяющих нас
различий. Истинная природа Торы - вне области интеллекта. Галаха
(совокупность законов Торы) также стирает различия между
индивидуальностями. Перед тем, как Галаха установлена, могут быть споры,
разные мнения по какому-то вопросу, но как только решение достигнуто, закон
применяется универсально. Это единство Торы дает чувство общности
еврейскому народу.
И тогда слова "Есть один народ, рассеянный и разбросанный среди народов"
приобретают положительный смысл. Даже отрезанные друг от друга и
разделенные различными культурами в разных странах, они идентифицируются
как "один народ": несмотря на все внешние различия, благодаря Торе они
могут достичь внутреннего единства.
В дни Амана евреи в буквальном смысле собрались и постояли за себя. Только
так они смогли избежать истребления. В каждом поколении евреи должны
укреплять свое единство, чтобы не победили нас наши враги. Дни Пурима в
особенности должны напомнить нам об этом; поэтому в Пурим мы посылаем плоды
и подарки, чтобы увеличить взаимную любовь, которая охраняет нас весь год,
и благодаря которой не будет у Амалека сил властвовать над Израилем.
3.13. Скромность и признательность
Еще один аспект есть в заповедях Пурима посылать плоды друзьям и подарки
бедным: в них проявляются качества скромности и признательности, изначально
присущие душам Израиля. Человек посылает подарки своему другу в знак
признательности за добро. Талмуд рассказывает о поколении Пурима, что как
только евреи избавились от опасности, они тут же осмотрелись и каждый из
них задался вопросом: "Из-за чьих заслуг пришло избавление?". И каждый
говорил: "Нет, не из-за моих заслуг, но, наверное, из-за заслуг кого-нибудь
другого", - потому что наполнились их сердца признательностью, и посылали
они плоды, и дарили подарки друг другу, как бы говоря этим: "Я благодарен
тебе и признателен за то, что благодаря тебе я тоже был избавлен от
опасности". И поэтому каждому еврею следует всегда считать, что
ответственность за нарушения заповедей лежит на нем, а заслуги - на
окружающих людях. Так евреи приходят к признательности друг другу, к любви
и к вечному спасению.
3.14. Заключение
Уроки Пурима
Итак, подведем итог. Что такое Пурим? Пурим - это праздник спасения евреев
от рук врагов, праздник избавления от злодея Амана и от амалекитян,
ненавидящих евреев. Пурим учит нас, что евреи никогда не могут чувствовать
себя в безопасности, потому что в среде любого народа может встать новый
Аман, который захочет уничтожить евреев.
Кроме того, Пурим - праздник единства евреев, и тем самым от учит нас, что
только усиление чувства глубокой цельности еврейского народа, вместе с
усилением ненависти к Амалеку, то есть к корню зла и нечистоты в мире, -
только они дают евреям силу выстоять в этом противостоянии Амалеку.
Далее, на более глубоком уровне, Пурим есть праздник Божественного
управления Миром. И Свиток Эстер показывает нам, что то, что кажется нам
случайным, на самом деле есть Пути Провидения.
Мы ощущаем себя не в хаотическом бессмысленном мире, но в мире строгом и
гармоничном, в Мире глобально целесообразном, в котором каждая деталь
соответствует другой и каждое звено связано с предыдущим. Это понимание
глобальной осмысленности мира, и, следовательно, каждой отдельной жизни,
которое нам дает Свиток Эстер, - и есть для нас сейчас чудо Пурима.
3.15. Приложение. Рецепты hоменташей
Самое популярное блюдо Пурима - "ухо Амана" (на идиш "hоменташ") - пирожки
треугольной формы, обычно с маком. Их можно делать из дрожжевого или из
пресного теста.
hоменташи из дрожжевого теста
0,5 литра молока 200 граммов сливочного масла
4 стакана муки 1 стакан сахара
100 граммов дрожжей Жидкий мед для смазывания верха
3 яйца
|
|