|
рав И. Ашлаг (Бааль Сулам) – Сущность науки Каббала
Прежде чем приступить к описанию основ науки Каббала, которую многие пытались
объяснить, я счел нужным сначала хорошенько разъяснить ее суть, о которой,
по-моему, знают немногие.
И конечно, нельзя говорить об истоках предмета прежде, чем мы не узнаем о
самом предмете.
Знание это широко и глубоко, как море, но несмотря на это, постараюсь я изо
всех сил и знаний, что приобрел в этой области, дать истинное исследование и
осветить со всех сторон мудрость Каббалы — так, чтобы стала доступной каждой
душе, и сделать из этого правильные выводы, каковы они на самом деле.
Чтобы не осталось у изучающих возможности обмануться, что часто случается.
Что является основой науки Каббала Вопрос этот, конечно, возникает у каждого
разумного человека. И чтобы дать удовлетворительный ответ на этот вопрос, я
приведу верное, выдержавшее испытание временем, определение.
Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения
корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и
абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну
возвышенную, но очень скрытую цель, называемую «раскрытие Божественности Творца
Его творениям в этом мире».
И здесь действует закон общего и частного «Общее» означает, что все
человечество в конце своего развития неизбежно должно прийти к раскрытию Творца,
и завершив свой долгий путь развития, достичь того, о чем сказано мудрецами:
«и наполнилась земля знанием о Творце, как воды моря покрывают сушу». «И не
будет больше человек учить ближнего своего и братьев своих постижению Творца,
так как все будут знать Меня от мала до велика». И сказано: «и не скроется
больше твой Учитель, и глаза твои увидят Учителя твоего».
«Частное» означает, что перед тем, как все человечество придет к совершенству,
в каждом поколении будут существовать избранные, достигающие его первыми.
Это те отдельные личности в каждом поколении, которые удостоились постижения
определенных ступеней в раскрытии Творца. И это — пророки и служители Творца
(так их называют). Как сказано мудрецами: «Нет поколения, в котором не было бы
таких, как Авраам и Яков». Ведь по словам мудрецов, раскрытие Творца происходит
в каждом из поколений. По этому поводу нет разногласий, и мы полагаемся на их
слова.
Множественность духовных тел, сфирот, миров В соответствии со сказанным
возникает вопрос: поскольку у этой науки есть лишь одна особая обязанность (как
уже было выяснено ранее), то откуда же возникает множество духовных тел, сфирот
и их взаимосвязи, которыми наполнены книги по Каббале?
Однако, если взять какое-нибудь маленькое животное, вся роль которого
заключается лишь в том, чтобы прокормить самого себя и просуществовать в мире
определенное время, необходимое для того, чтобы родить себе подобных, тем самым
обеспечив существование своего вида, и посмотреть внимательно, то можно увидеть,
что оно представляет собой сложное соединение из тысячи тысяч волокон и жил,
как и установлено физиологами и анатомами в результате исследований (хотя есть
в них еще тысячи десятков тысяч соединений, еще пока неизвестных человеку). И
по аналогии можно понять то многообразие великого множества различных
соединений и связей между ними, которое необходимо изучить, чтобы достичь этой
возвышенной цели.
Два пути: сверху вниз и снизу вверх И в общем, наука Каббала разделена на два
параллельных пути постижения Творца, которые равны друг другу, и нет между ними
никакого различия, как нет его между двумя каплями воды. И нет между ними
никакой разницы, кроме той, что первый путь ведет сверху вниз до этого мира.
А второй начинается в этом мире и поднимается снизу вверх по всем тем ступеням,
которые были образованы при нисхождении корней и их раскрытии сверху вниз. И
первый путь на языке Каббалы называется «порядок нисхождения миров, парцуфим и
сфирот во всех их состояниях, постоянных и переменных». А второй путь
называется «постижения, или ступени пророчества и Высшего света», и человек,
удостоившийся этого, обязан идти теми же путями, постепенно постигая каждую
мелочь и каждую ступень в полном соответствии с теми законами, которые
установлены при нисхождении света сверху вниз.
Но полное раскрытие Творца не происходит за один раз. Оно проявляется в
течении определенного времени, зависящего от степени очищения постигающего,
пока он не постигнет всех свойств всего множества ступеней, нисходящих сверху
вниз.
И постижение их предопределено и происходит последовательно, одно за другим, и
каждое последующее выше предыдущего, так что они напоминают лестницу, и потому
были названы ступенями.
Абстрактные названия Многие полагают, что все названия и понятия, используемые
в науке Каббала, относятся к разряду абстрактных, и это потому, что Каббала
изучает связь с Творцом и духовные миры, находящиеся вне времени и пространства.
И даже самому смелому воображению не дано это постигнуть.
И потому решили, что все, относящееся к духовным мирам, является лишь
абстрактными категориями, или более того, некими еще более возвышенными и
закр
|
|