|
ил дервиш.
- Постойте минуточку, - закричал языковед, - вы неграмотно
выражаетесь, к тому же ваше произношение никуда не годится.
- Ну, что ж, если для вас слова важнее их смысла, вам лучше будет
побыть там, где вы сейчас находитесь, пока я не выучусь правильно
говорить, - ответил дервиш и пошел своей дорогой.
Эту историю рассказал Джалал ад-дин Руми, и она записана в книге
Афлаки "Деяния адептов". Эта книга, опубликованная в Англии в 1965 г. под
названием "Легенды суфиев", сообщает о дервишах ордена Мевлевийа и их
предполагаемых учениках. Она записана в XIV столетии.
Некоторые истории из сборника Афлаки представляют собой просто
волшебные сказки; другие описывают действительные события, но есть там и
весьма необычные истории, называемые суфиями "иллюстративными историями" -
в них описываются серии эпизодов, чье значение связано с психологическими
процессами.
Такие истории получили название "творчества дервишских ученых".
ДЕРВИШ И ПРИНЦЕССА
Королевская дочь красотой своей была подобна луне и очаровывала всех,
кто удостаивался хоть раз взглянуть на нее.
Однажды какой-то дервиш, собираясь подкрепиться, поднес было ко рту
кусок хлеба, как вдруг увидел ее и застыл в изумлении. Пальцы его сами
собой разжались, и хлеб упал на землю.
Проходя мимо, принцесса улыбнулась дервишу. Восторг поверг его тело в
трепет, хлеб остался лежать в пыли, а сам он едва не лишился чувств. В
этом экстатическом состоянии дервиш пробыл семь лет. Домом его стала
улица, соседями - бродячие собаки.
Безумный дервиш надоел принцессе, и ее телохранители решили его
убить.
Тогда она вызвала его к себе и сказала ему:
- Никакой союз между нами невозможен. Ты должен немедленно уйти из
города, потому что мои слуги хотят тебя убить.
Несчастный влюбленный ответил ей так:
- С тех пор, как я увидел тебя, жизнь не имеет для меня никакой цены.
Они прольют невинную кровь. Но прежде, чем я умру, заклинаю тебя, исполни
мое единственное желание, ибо ты - причина моей гибели. Скажи, почему ты
тогда улыбнулась мне?
- Глупец! - сказала принцесса. - Когда я увидела, каким посмешищем ты
себя выставил, я улыбнулась из жалости - и только.
И, сказав так, принцесса скрылась.
В своем произведении "Парламент птиц" Аттар говорит о неправильном
толковании человеком субъективных эмоций, которые питают его веру в то,
что переживаемый им определенный опыт ("улыбка принцессы") является особым
даром ему ("обожание"), с помощью которого они могут что-то приобрести,
тогда как на самом деле этот опыт может быть чем-то совершенно иным
("жалость").
Так как подобный вид литературы использует собственные приемы, многие
составили себе неверное представление о суфийской классике, полагая, что
она не имеет никакого отношения к описанию психологических состояний.
УВЕЛИЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
Самовластный правитель Туркестана однажды вечером, слушая рассказы
дервиша, спросил его о Хызре.
- Хызр, - сказал дервиш, - приходит тогда, когда в нем нуждаются.
Человек, который схватит его за полы халата, когда он появится, станет
совершенным мудрецом.
- Это может произойти с каждым? - спросил король.
- Да, с каждым, кто достоин, - ответил дервиш.
- Кто "достойнее" меня? - подумал король и тут же велел издать указ:
"Того, кто приведет ко мне невидимого Хызра, великого покровителя людей, я
озолочу".
Крики глашатаев услыхал бедный старик Бахтияр Баба. Он пришел к своей
жене и сказал: "У меня есть план. Скоро мы разбогатеем, но потом мне
придется умереть. Я этого не боюсь, зато ты проживешь до конца своих дней
в достатке".
И вот Бахтияр Баба предстал перед королем и заявил, что в течение 4
дней он сможет найти Хызра, если король выдаст ему тысячу золотых.
- Если ты в самом деле приведешь Хызра, - сказал король, - получишь
еще 1 тысяч. Но если не приведешь, умрешь позорной смертью в назидание
тем, кто полагает, что можно шутить с королями.
Бахтияр остался доволен этим условием и ушел, получив тысячу золотых.
Вернувши
|
|