|
дет над ним, скажи мне, это и есть конец?
Ибо я должен заботиться об этих моих товарищах до конца, так велел мой
мастер ходжа Ансари из Герата.
- Нет, - ответил дух, - это еще не конец.
Сейфульмулюк решил обосноваться в этом месте. Джинн выстроил для него
домик с сараем для животных и каждый день приносил им пищу и все
необходимое для жизни. Жители окрестностей, видя, что Саид Баба, отец
Саида, как они его называли, никогда не покидает своего жилища, поражались
святости человека, "который обходится без пищи и живет с прирученными
животными".
Когда Саид Баба не был занят изучением своих путевых записей и
размышлениями о своей жизни, он наблюдал за котом, собакой и птицей,
изучая их повадки. Они вели себя по-разному, соответственно своей природе.
Хорошие качества он поощрял в них, дурные порицал и часто рассказывал им о
великом ходже Ансари и трех советах.
Время от времени его навещали святые странники, проходившие мимо.
Многие из них пытались вступить с ним в беседу о духовном или сообщить ему
о своих собственных индивидуальных путях. Но Саид Баба отказывался их
слушать и всегда в таких случаях говорил:
- Мне необходимо выполнять свое задание, которое дал мне учитель.
Каково же было его изумление, когда однажды кот заговорил с ним на
понятном ему языке.
- Мастер, - сказал кот, - у тебя есть задание, и ты должен его
выполнять. Но неужели тебя не удивляет, что время, которое ты называешь
"концом", все не приходит?
- В действительности я не удивляюсь этому, - сказал Саид Баба, - ведь
я понимаю, что на выполнение этого задания может уйти добрая сотня лет.
- Вот здесь ты и ошибаешься, - заговорила вдруг птица, - потому что
не учишься тому, чему ты мог бы учиться у путников, проходящих по этой
дороге. Ты еще не осознал, что, хотя эти люди внешне отличаются друг от
друга, точно так же, как и мы, животные, кажемся тебе разными, все они
приходят к тебе из одного источника учения: сам ходжа Ансари посылает их,
чтобы проверить, развил ли ты в себе достаточную проницательность, чтобы
последовать за ними.
- Если это так, - сказал Саид Баба, - чему я нисколько не верю,
объясните мне, как это может быть, чтобы обыкновенный кот и маленький
воробей увидели то, чего не увидел я, обладатель чудесных даров?
- Все очень просто, - ответили они хором, - ты настолько привык
смотреть на вещи только с одной стороны, что твои недостатки очевидны даже
самому обычному уму.
Эти слова взволновали Саид Бабу.
- Но тогда, - сказал он, - выходит, что я давным-давно уже мог бы
найти дверь, о которой говорится в третьем совете, если бы соответствующим
образом был настроен?
- Конечно, - вступила в разговор собака. - Дверь уже много раз
открывалась за эти годы, но ты не видел. А мы видели, но не могли тебе об
этом сказать, потому что мы животные.
- Почему же выговорите об этом теперь?
- Теперь ты стал понимать нашу речь, потому что с некоторого времени
стал более человечным. Теперь у тебя остался только один шанс, так как ты
уже в преклонном возрасте.
- Мне все это мерещится, - подумал Саид Баба. Затем стал рассуждать
так: они не имеют права поучать меня, ибо я их хозяин, я их кормлю... Но
другое его "я" промолвило: "Если они говорят неправду, это не имеет
большого значения. Но если они правы, я рискую потерять все. Нельзя
упускать спасительный шанс".
И вот Саид Баба стал поджидать благоприятного случая. Прошло
несколько месяцев. Однажды перед его домом разбил палатку какой-то
странствующий дервиш. Он подружился с животными Саид Бабы, и Саид Баба
решил поделиться с ним своими сомнениями.
- Оставь меня, - грубо обовал его дервиш, - я не желаю выслушивать
твою болтовню о мастере Ансари, каких-то облаках и исканиях; что мне до
твоей ответственности за животных и даже до твоего волшебного кольца? Я
знаю то, о чем тебе следовало бы говорить, а то, что ты сейчас говоришь,
меня совершенно не интересует.
Чувствуя глубокое отчания, Саид Баба вызвал духа кольца.
- Я не могу сказать тебе того, чего не должен говорить, - ответил ему
дух кольца, - но я знаю, что все твои страдания от недуга, который
называется "постоянное скрытое предубеждение". Этой болезнью поражено твое
мышление, и из-за нее ты не можешь продвинуться на пути.
Саид снова подошел к дервишу, сидевшему перед входом своей палатки, и
обратился к нему:
- Скажи, что мне делать? Я чувствую себя ответственным за судьбу этих
животных, но совсем запутался; кроме того, я больше не получаю никакого
руководства от трех советов.
- Вот сейчас ты говоришь искренне, и это начало. Доверь мне своих
животных и я тебе отвечу.
- Ты просишь слишком многого - я ведь тебя совсем не знаю. Как ты
можешь мне такое предлагать? Правда, я испытываю к тебе уважение, но у
меня есть и много сомнений.
- Твои слова выдают тебя, - ответил дервиш. - Дело не в том, что ты
заботишься о животных, а в том, что ты неверно вос
|
|