|
неисчислимой стоимости.
- Ты сущий дьявол, - воскликнул пораженный Динар, повернувшись к
Фатиху. - Ты заранее знал обо всех трех сокровищах благодаря какому-то
внутреннему восприятию, но не сказал об этом мне. Разве настоящее
сотрудничество в этом? И прежде я терпел множество неудач, но без тебя я
никогда бы не узнал, что скрывается в дереве, муравейнике и рыбе!
Только он произнес это, как вдруг словно бы могучий порыв ворвался в
его душу и Малик Динар осознал, что истина противоположна тому, что он
сказал.
Фатих, чье имя означает Победоносный Король, слегка коснулся плеча
Динара и улыбнулся.
- Сейчас, брат, - промолвил он, - ты поймешь, что можно учиться через
опыт. Я тот, кто послан тебе Скрытым Учителем.
Когда Малик Динар, наконец, осмелился поднять глаза, он увидел своего
учителя, идущего по дороге с небольшой группой путешественников, которые
обсуждали трудности предстоящего пути.
Сегодня имя Малика Динара упоминают среди имен наиболее выдающихся
дервишей, его называют спутником, образцом, достигшим.
Малик Динар - один из ранних классических мастеров.
Победоносный Король в этой истории олицетворяет "высшую функцию ума",
называемую Руми "человеческим духом"; эту функцию человек должен
воспитывать в себе, чтобы достичь просветления.
В настоящем варианте сказание принадлежит эмиру аль-Арифину.
ГЛУПЕЦ И ВЕРБЛЮД
Глупец однажды увидел верблюда и спросил его: "Почему у тебя такое
уродливое горбатое тело?"
- Мнение создается из оценки, - ответил верблюд. - Ты трактуешь
ошибочно то, что создало меня таким. Сознаешь ли ты это? Не считай мой
горб недостатком.
Иди-ка отсюда по добру-поздорову. Я создан таким по определенной
причине и для определенной цели. Лук должен быть согнутым, тетива -
прямой.
Ты, дурак! Ослиное восприятие - от ослиной натуры.
Хаким Санаи, просветленный мудрец из Газны, наделяющий жизнью, много
писал о ненадежности субъективных мнений и обусловленных оценок.
Одно из его высказываний гласит: "В кривом зеркале твоего ума ангел
может показаться тебе дьяволом".
Приведенная притча взята из его произведения "Окруженный стеной сад
истины", которое написано около 113 года.
ТРИ ДРАГОЦЕННЫХ КОЛЬЦА
Жил некогда мудрый и богатый человек и был у него сын. Однажды он
сказал своему сыну: "Сын мой, вот я даю тебе драгоценное кольцо. Храни его
как знак того, что ты мой наследник, и передай своему потомству. Это очень
редкое и красивое кольцо, и с его помощью можно открыть дверь в
сокровищницу".
Через несколько лет у этого человека родился еще один сын. Когда он
немного подрос, мудрец дал ему другое кольцо с таким же напутствием.
Так же он поступил и с третьим, последним своим сыном.
Пришло время, и старец умер; его сыновья выросли и стали доказывать
друг другу свое превосходство, ибо каждый полагал, что кольцо, которое он
получил от отца,несомненно, свидетельствует о его избранности. Ни один из
них, однако, не мог объяснить, почему он считает свое кольцо самым ценным.
У братьев появились свои последователи, отстаивающие ценность и
красоту одного из трех колец.
Но, странная вещь: "дверь в сокровищницу" по-прежнему оставалась
скрытой для обладателей "ключей" и их сподвижников. Все они были слишком
поглощены проблемой первенства, обсуждением красоты и достоинств своих
колец.
Лишь немногие пытались найти дверь в сокровищницу старца.
А дело в том, что кольца обладали волшебными свойствами. Хотя они
были ключами, ими нельзя было открыть дверь в сокровищницу в буквальном
смысле, но достаточно было просто взглянуть на них, позабыв раздоры и не
привязываясь ни к одному из их качеств, чтобы это случилось. Те, кто
догадывались сделать это, могли указать, где находится сокровищница, и,
удерживая в своей памяти контуры кольца, проникнуть в нее. И сами
сокровища также обладали чудесными свойствами - они были неисчерпаемыми.
Между тем поклонники колец, каждый на свой лад, повторяют то, что
говорил их общий предок, о достоинствах своего кольца.
Первая община решила, что она уже нашла сокровища.
Вторая община считает историю о сокровищах аллегорией.
По мнению третьей общины, дверь в сокровищницу откроется в далеком
будущем, о котором они имеют весьма смутные представления.
Эту сказку, в которой многие видят намек на три религии - иудаизм,
христианство и ислам, в несколько измененном варианте можно встретить в
"Джеста Романорум" и в "Декамероне" Бокаччо.
В настоящем варианте она, как сообщают, была рассказана одним из
суфийских мастеров ордена Сухравардийа в о
|
|