|
он обратился с этим вопросом к другим жителям селения.
Одни сказали: "Лучше всего добираться по реке". Другие: "Через
долину". Третьи также советовали идти через горы.
Итак, он пошел горной дорогой, но теперь к основной цели его
путешествия прибавилась еще одна - во что бы то ни стало узнать, почему
совпали ответы самого правдивого и самого лживого.
Добравшись до следующего селения, ученый остановился на постоялом
дворе и рассказал свою историю, закончив ее такими словами: "Конечно,
основную логическую ошибку я допустил в том, что попросил невежественных
людей указать правдивого и лжеца. Я прекрасно добрался сюда горной
дорогой".
Один мудрый человек из тех, кто слышал его рассказ, сказал:
- Следует признать, что логически мыслящим людям присуща слепота.
Поэтому им приходится обращаться за помощью к другим. Но данный случай
объясняется не только этим. Дело вот в чем: самый легкий путь сюда - река,
поэтому лжец и посоветовал идти горной дорогой. Правдивый же человек был
не только правдив - он заметил, что у вас есть осел, на котором вы сможете
легко преодолеть горный хребет. Лжец же оказался невнимательным; поэтому
он не подумал о том, что у вас нет лодки - иначе он советовал бы вам
добраться по реке.
Обычно людям кажется невозможным поверить в способности
благословенности суфиев. Но такие люди не имеют никакого представления об
истинной вере. Они слепо верят во всевозможные басни - по привычке или
потому, что услышали их от авторитетов.
"Истинная вера не имеет к этому отношения. Только те могут приобрести
подлинную веру, кто пережил нечто. И когда они уже пережили... рассказы о
способностях и благословенности лишаются для них всякой ценности". Эти
слова, сказанные Саид-Шахом из ордена Кадирийа (умер в 1854 году), иногда
предпосылаются сказанию "Горная дорога".
ЗМЕЯ И ПАВЛИН
Однажды юноша по имени Ади, прозванный вычислителем, потому что он
изучал математику, решил покинуть Бухару и отправиться на поиски великого
знания. Его учитель посоветовал ему идти на юг и сказал при этом:
- Узнай значение павлина и змеи.
Над этими словами и размышлял юный Ади в дороге.
Путь его лежал в Ирак через Хорасан. Достигнув конца дороги, он в
самом деле увидел змею и павлина, которые о чем-то беседовали. Ади
приблизился к ним и спросил, о чем они говорят.
- Мы сравниваем наши достоинства, - ответили они.
- Продолжайте, прошу вас, - сказал Ади, - это как раз то, что меня
чрезвычайно интересует.
- Я думаю, что я гораздо важнее змеи, - начал павлин. - Я олицетворяю
вдохновение, устремленность к небесам, к вечной красоте, другими словами -
высшее знание. Мое предназначение - напомнить человеку о его собственных,
известных ему качествах.
- Я, - прошипела змея, - олицетворяю собой то же самое. Подобно
человеку, я привязана к земле. Этим я напоминаю человеку его самого. Я
такая же гибкая, как он, потому что ползаю по земле, извиваясь. Человек об
этом часто забывает. По преданию я - страж подземных сокровищ.
- Но ты вызываешь отвращение! - воскликнул павлин. - Ты лукава,
скрытна, ядовита.
- Ты перечисляешь мои человеческие черты, - ответила змея, - между
тем как я хочу указать на мое назначение, которое только что описала. Но
взгляни на себя самого. Ты тщеславен, отвратительно толст и у тебя
противный голос; ноги твои непомерно велики, а перья слишком длинны.
Тут Ади вмешался в беседу.
- Наблюдая ваш спор, я понял, что ни один из вас не прав полностью. И
все же вы можете ясно увидеть, если отбросите ваши личные предубеждения,
что вместе вы являетесь поучительным примером для человечества.
И Ади объяснил им, в чем их назначение, а они его молчаливо слушали.
- Человек привязан к земле, как змея, и у него есть возможность
подняться ввысь, подобно птице. Но, имея в себе что-то от жадной змеи, он
остается эгоистичным даже в этом высоком стремлении и оказывается похожим
на надутого гордостью павлина. В павлине мы видим большие возможности
человека, которые так и не смогли развиться правильно. Сверкающая чешуя
змеи говорит о возможности красоты, в павлине же эта возможность
проявляется в бьющей в глаза яркости хвоста.
|
|