|
лей истины, а многие и
пришли к истине таким путем.
Эта история, но только без тонкого толкования, которое дано здесь,
встречается в знаменитом классическом произведении Али Хусейн аль-Ваиз
аль-Кашифи "Рашахат айн ал-хайат".
Настоящий вариант рассказа составляет часть учения суфийского шейха
Дауда из Кандагара, умершего в 1965 году. Он прекрасно изображает тот
факт, что отношение людей к событиям зависит от их уровня понимания; их
пониманием обусловлены их суждения о чем бы то ни было. Косвенный метод
обучения, использованный султаном Махмудом, представляет собой
классический суфийский прием, который выражен в следующей фразе: "Говори
со стеной так, чтобы тебя могла услышать дверь".
РЫБАК И ДЖИНН
Однажды один рыбак выловил в море медный сосуд, запечатанный
свинцовой печатью. Это был какой-то странный кувшин - необычной формы, и
рыбак почему-то решил, что в нем спрятаны бесценные сокровища. К тому же
ему не везло в этот день с уловом, а кувшин, даже не окажись в нем
сокровищ, можно было продать меднику.
На пробке этого небольшого сосуда был начертан символ, неизвестный
рыбаку, - печать Соломона, царя и мастера. А внутри него томился грозный и
могущественный джинн. Сам Соломон заключил его в медную темницу и бросил
на дно моря, дабы избавить людей от его козней. Этот мятежный гений должен
был пребывать в заключении до тех пор, пока не появится человек, который
сумеет покорить его и возвратить на путь служения человечеству.
Рыбак, конечно, ничего этого не знал. В его руках находился предмет,
который он собирался исследовать и который мог оказаться ему полезным.
Покрытый изумительно тонким узором, кувшин сверкал и переливался на
солнце. "Конечно, в нем таятся редчайшие драгоценности", - заранее
радовался рыбак.
Забыв изречение: "Человек может пользоваться только тем, чем он умеет
пользоваться", рыбак вытащил пробку и, торопясь увидеть содержимое сосуда,
опрокинул его вверх дном и встряхнул. В кувшине не было ничего. Он
поставил его перед собой на землю и тут вдруг заметил, что из горлышка
выползает тонкая струйка дыма. Вот она стала завиваться, расти и, спустя
мгновение, страшным черным столбом взметнулась к небу и превратилась в
огромное и ужасное существо, которое гулким громоподобным голосом
заревело: "Я - повелитель джиннов, обладатель чудесных сил. Я восстал
против Соломона и по его приказу был заточен в этот сосуд. А теперь я
уничтожу тебя".
Рыбак в ужасе повалился на колени.
- Неужели ты убьешь своего избавителя?! - воскликнул он.
- Сейчас ты в этом убедишься, - прогремел джинн. - Я - порождение
злого начала, и хотя я несколько тысячелетий томился в этой темнице, моя
сущность духа-разрушителя ничуть не изменилась.
Только теперь человек понял, как жестоко он ошибся, понадеявшись
извлечь выгоду из неожиданного улова и при этом даже не подумав о том, что
за неосторожность можно поплатиться жизнью.
Он уж было совсем приготовился к смерти, но внезапно его взгляд упал
на Соломонову печать на пробке, и его осенило.
- Ты никак не мог выйти из этого кувшина, - сказал он джинну, - разве
ты можешь поместиться в нем?
- Как? - взревело чудовище, - ты не веришь мне, повелителю джиннов?!
С этими словами дух снова превратился в тоненькую струйку дыма и
исчез в сосуде. Быстро схватив пробку, рыбак крепко-накрепко запечатал
отверстие и забросил кувшин в море.
Прошло много лет, и вот однажды другой рыбак, внук первого, закинул
свой невод в этом же месте и вытащил тот же самый сосуд. Он поставил
кувшин на песок и уже собирался его откупорить, но остановился в
нерешительности, потому что вспомнил совет, который получил от своего
отца, а тот от своего, и совет этот гласил: "Человек может использовать
только то, что знает, как использовать".
Между тем дух, разбуженный толчками, подал голос из своей медной
тюрьмы: "Сын Адама, кто бы ты ни был, распечатай кувшин и освободи меня, я
- повелитель джиннов, обладатель чудесных сил". Помня завещанный ему
совет, юноша ос
|
|