|
к человеческих суждений об относительной значимости жизненных
ценностей.
Человек полагает вещи, в действительности имеющие большое значение,
неважными, тогда как обыденные, по его мнению, - существенны.
Эта история приписывается шейху Маламати Мактулу. В 1575 году,
обвиненный в христианстве, он был казнен.
ИДИОТ, МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК И КУВШИН
Идиотом может быть назван обычный человек, который склонен неверно
истолковывать то, что случается с ним, что делает он сам и что делается
другими. Причем он дает этому столь правдоподобные объяснения для себя и
себе подобных, что мир, в котором он живет, кажется логически завершенным
и истинным.
Такому идиоту однажды вручили кувшин и послали за вином к одному
мудрому человеку.
По дороге он из-за своей невнимательности споткнулся о камень, упал и
разбил кувшин.
Придя к мудрецу, он показал ему ручку от кувшина и сказал:
- Такой-то человек послал вам этот кувшин, но злой и ужасный камень
украл у меня его в пути.
Эти слова весьма рассмешили мудрого человека, но, желая все-таки
проверить последовательность его мышления, он спросил:
- Если кувшин украли, зачем же ты принес ручку от него?
- Я не так глуп, как думают люди, - ответил идиот, - я принес тебе
ручку в доказательство моих слов.
Среди дервишских учителей время от времени повторяется, что человек,
как правило, не в состоянии раскрыть внутреннее направление событий, что
дало бы ему возможность в полной мере пользоваться своей жизнью.
Эта история, представленная английской аудитории полковником
Вильберфорсом Кларком, из произведения "Диван-и-Хафиз", типична для
суфийской литературы. Существует утверждение, что, освоив эту доктрину
через подобные карикатурные иллюстрации, определенные человеческие
существа могут в самом деле "повысить свою чувствительность" и постичь
внутренний ход событий.
Приводимый здесь вариант взят из дервишской коллекции, приписываемой
Пир-и-ду-Сара, "обладателю залатанной одежды", который умер в 179 году и
похоронен в Мазар-и-Шариф, в Туркестане.
СВОЕНРАВНАЯ ПРИНЦЕССА
Некогда жил-был один король. Все то, чему его научили с детства и во
что он верил, было для него несомненной истиной. Но сам он был
ограниченным и недалеким человеком, хотя во многом он был справедлив.
У него было три дочери, и однажды он призвал их к себе и сказал им:
- Все, чем я владею, принадлежит вам или будет принадлежать вам. От
меня вы получили жизнь. Только от меня зависит ваше будущее, а значит, и
ваша судьба.
Две старшие дочери, полные признательности и доверия к его словам,
туту же с ним согласились.
Но третья дочь, самая младшая, сказала:
- Хотя долг обязывает меня повиноваться тебе, я все же не могу
поверить в то, что моя судьба всегда должна зависеть от твоей воли.
- Мы проверим это, - сказал король и тут же приказал заточить девушку
в маленькую келью. В своей тюрьме принцесса провела несколько лет, в то
время как ее послушные сестры привольно жили и наслаждались богатствами,
которые могли бы принадлежать и ей.
Заточив свою дочь, король сказал сам себе:
- Моя дочь томится в келье не по своей воле, а по моей. Это в полной
мере доказывает для всякого здравомыслящего ума, что не от нее, а именно
от меня зависит ее судьба.
Жители той страны, прослышав о том, что случилось с принцессой,
говорили друг другу:
- Все мы знаем нашего правителя, и ничего дурного за ним не замечали.
Раз он обошелся так со своей собственной дочерью, которая есть его плоть и
кровь, значит, она сказала или сделала что-то очень плохое.
Они искренне думали так, потому что не достигли того уровня, чтобы
обсуждать притязания короля на абсолютную правоту всегда и во всем.
Время от времени король навещал свою дочь. Он заставал ее с каждым
разом все более ослабевшей и изможденной. Но ничто не могло сломить ее.
Наконец король потерял терпение: "Твое упорное непослушание, - сказал
он ей однажды, - может только раздражить меня еще больше и, возможно,
|
|