Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
 [Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан


I.

НОВЫЙ ЗАВЕТ И АПОКРИФЫ


             Сколько "священных" книг почитали первые христиане

     Историк, интересующийся возникновением христианства,  становлением  его
вероучения,  должен  изучить  самые  разнообразные  источники:  произведения
античных писателей, которые упоминали о христианах,  сочинения  христианских
богословов и их противников,  а  также,  конечно,  те  книги,  которые  сами
христиане почитают священными и  боговдохновенными,  где  изложены  основные
догмы  христианской  религии,  легенды  о  жизни  ее  основателя  -  Иисуса,
приведены его слова и поучения. Какие же книги  называли  священными  первые
христиане, жившие в Римской империи в I-II вв.? На первый  взгляд  ответ  на
этот вопрос прост: это те же самые  книги,  которые  христианские  церкви  и
поныне почитают таковыми, т. е.  произведения,  включенные  в  Новый  завет:
четыре евангелия (от  Матфея,  от  Марка,  от  Луки  и  от  Иоанна),  Деяния
апостолов, двадцать одно послание апостолов  (автором  четырнадцати  из  них
считается Павел; среди  остальных  семи,  так  называемых  католических  или
соборных, адресованных всем христианам, - одно послание Иакова, два послания
Петра, три послания  Иоанна,  одно  послание  Иуды);  последнее  по  порядку
расположения произведение Нового завета - Апокалипсис (Откровение) Иоанна.
     Научная   литература,   посвященная   Новому   завету,   огромна    {Из
научно-популярных книг, где  разбираются  тексты  Нового  завета,  можно,  в
частности, указать: Ленцман Я. А. Сравнивая евангелия. М., 1967; Кубланов М.
М. Новый  завет.  Поиски  и  находки.  М.,  1968;  Косидовский  3.  Оказания
евангелистов. М., 1979.}. Исследователи стремятся установить время  и  место
создания отдельных его книг, ставят вопросы  об  их  авторстве,  источниках,
выявляют противоречия, содержащиеся в этих книгах.  Уже  сам  состав  Нового
завета, каким бы привычным он ни казался, вызывает целый  ряд  вопросов.  За
исключением евангелий (в основном трех первых) и посланий  Павла  (и  то  не
всех), произведения Нового завета и по жанру, и по содержанию слабо  связаны
друг  с  другом.  Послания  апостолов  представляют  собой   самостоятельные
произведения, написанные по разным поводам. Среди посланий, в  том  числе  и
среди посланий Павла, наряду с пространными рассуждениями о вероучении, нор-
мах поведения, об организации христианских общин есть  письма,  адресованные
частным лицам по частным поводам. Например, в письме Павла некоему  Филимону
говорится о беглом рабе  последнего,  христианине  Онисиме,  которого  Павел
просит  принять  обратно.  Или  совсем  маленькое  третье  послание  Иоанна,
адресованное Гаю, где автор письма хвалит адресата  за  верность,  мимоходом
упоминает  какого-то  Диатрефа,  который   "не   принимает   нас".   Никаких
догматических, никаких религиозно-этических положений  в  этом  послании  не
раскрывается; письмо написано по конкретному поводу,  не  вполне  ясному  из
содержания письма. Особенно резко от остальных произведений Нового завета по
образному строю, языку  и  даже  по  религиозным  представлениям  отличается
Апокалипсис  Иоанна,   рисующий   устрашающие   картины   суда   божия   над
человечеством.
     Как случилось, что все эти разнородные произведения были  объединены  и
признаны священными?  Были  ли  включены  в  Новый  завет  все  христианские
писания, созданные в первые  века  существования  христианства?  Или,  может
быть,  только  наиболее  ранние  из  них,  так  сказать  освященные  ореолом
давности? Когда произошло это "освящение"?
     Современная наука может с достаточной определенностью ответить  на  эти
вопросы. Мы знаем, что произведения, входящие в Новый  завет,  некогда  были
лишь  частью  обширной  христианской   литературы   I-II   вв.:   евангелий,
откровений, посланий, деяний  отдельных  апостолов.  В  самом  Новом  завете
содержатся некоторые прямые и  косвенные  указания  на  существование  такой
литературы, а также, возможно, устной традиции, не использованной в  четырех
евангелиях.
     Евангелие от Луки, третье  по  порядку  расположения  в  Новом  завете,
начинается словами:  "Как  уже  многие  начали  составлять  повествования  о
совершенно известных между нами событиях,  как  передали  нам  то  бывшие  с
самого начала очевидцами и служителями  слова,  то  рассудилось  и  мне,  по
тщательном  исследовании   всего   сначала,   по   порядку   описать   тебе,
достопочтенный  Феофил".  Итак,  во  время  написания   третьего   евангелия
составлялись или были  уже  составлены  многие  подобные  произведения.  Сам
характер апостольских посланий в Новом завете показывает, что они  не  могли
быть  единственными  произведениями  такого  рода;  в   послании   Павла   к
коринфянам,  которое  названо  первым,  есть  упоминание  о   предшествующем
послании (там сказано: "Я писал вам  в  послании...").  В  третьем  послании
Иоанна также есть ссылка на ранее посланное письмо, которого  не  послушался
некий деятель ("любящий первенствовать у них") Диатреф.
     Источником всех сведений о жизни и поучениях Иисуса церковная  традиция
считает четыре новозаветных  евангелия.  Между  тем  анализ  посланий  Павла
показывает, что в них встречаются изречения Иисуса и трактовка  его  образа,
отличные от тех, которые есть в этих  евангелиях.  Например,  в  послании  к
 
 [Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-