Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
воскресающих богах-спасителях, было легче поверить в  воскресение  распятого
на кресте пророка.

                  Учение первых христиан и состав их общин

     Особенно  быстро  христианство,  по-видимому,  начало  распространяться
после поражения первого иудейского восстания,  когда  среди  переселенных  и
проданных в рабство иудеев могли оказаться и приверженцы Христа, заброшенные
волей победителей в самые разные уголки империи. Мы  знаем,  что  кумранские
сектанты принимали участие в восстании: археологи обнаружили  следы  военных
действий в районе их поселения.  Именно  в  период  наступления  римлян  они
спрятали свои рукописи, которые и пролежали в пещерах почти тысячу девятьсот
лет. Иосиф Флавий, участник и историограф этого восстания (он написал  книгу
"Иудейская война"), рассказывает о стойкости ессеев, попавших в руки римлян.
Никакими пытками нельзя было заставить их отказаться от  своего  учения.  Не
исключено, что члены кумранской общины и близкие к ним по учению приверженцы
Иисуса в новых условиях, оторванные  от  своего  окружения,  объединились  и
взаимно  влияли  друг  на  друга.   Возможно   также,   что   их   проповеди
воспринимались слушателями  как  идентичные  или  похожие.  Это  объединение
кумранитов и христиан (самих проповедников или  их  проповедей)  в  сознании
окружающих, с одной стороны, должно  было  способствовать  расширению  числа
почитателей нового учения (т. е. христианства), а  с  другой  -  увеличивать
расхождения в деталях этого учения.
     Согласно  наиболее  ранним  новозаветным  сочинениям,  в  конце  I   в.
христианские группы существовали в городах Малой Азии. В  Деяниях  апостолов
говорится,  например,   что   само   название   "христиане"   {Христиане   -
последователи Христа; Христос - буквальный перевод еврейского слова "машиах"
- помазанник, в греческой передаче  -  мессиас,  откуда  и  произошло  слово
"мессия".} впервые появилось в  сирийском  городе  Антиохии.  Историк  Тацит
рассказывает о казнях христиан в Риме при императоре Нероне  как  виновников
грандиозного пожара в столице в 64 г. {Некоторые ученые считают, что в  Риме
в 64 г. не могло быть много христиан и что Тацит, писавший в начале  II  в.,
называл  христианами  приверженцев  разных  восточных  культов.}   Вероятно,
достаточно рано христианство появилось и в Египте (найденные  на  территории
Египта папирусные фрагменты христианских сочинений  относятся  к  началу  II
в.). К царствованию императора Траяна  (98-117  гг.)  относится  письмо  его
приближенного Плиния Младшего (названного так в отличие от его дяди, ученого
Плиния Старшего), который был послан в  одну  из  малоазийских  провинций  и
обнаружил там (и в городах и в деревнях) группы христиан.
     Однако эта  география  распространения  христианских  общин  отнюдь  не
свидетельствует об их массовости. В I - начале II в. в каждом из  городов  и
сельских  поселений,  где  проповедовали  христиане,  они   были   маленькой
изолированной группой, к которой неприязненно относились не  только  власти,
но и простой люд. Хотя представления о тяготах жизни,  о  мире  как  о  зле,
надежда  на  богов-спасителей,  будучи  действительно  массовыми   явлениями
социальной психологии того времени, могут  рассматриваться  как  предпосылки
принятия  христианства,  однако  они  сосуществовали  с  пережитками  старой
общинной и гражданской идеологии: с преданностью своему городу (даже если на
деле такой преданности уже не было); потребностью в общественных  собраниях,
празднествах, почитании местных божеств - покровителей  данного  города  или
деревни (культы этих божеств играли огромную роль на протяжении всей древней
истории); стремлением к приобретению  хоть  небольшой  собственности,  лучше
всего участка земли; презрением к людям, не имеющим дома и семьи. Раннее  же
христианство отвергало всю эту привычную систему ценностей: христиане - люди
без родины, пришельцы и странники на земле; они обращались  прежде  всего  к
тем, кто оказался вне существующих общественных связей, -  беднякам,  рабам,
всем грешникам (т.  е.  к  людям,  совершившим  преступления  или  поступки,
осуждаемые существовавшими нормами поведения), к блудницам, вдовам,  сиротам
(т. е. к людям, лишенным семейных связей), наконец, к калекам. Привлечение в
общины  людей,   страдающих   каким-либо   физическим   недостатком,   яркое
свидетельство  того,  что  христиане  не  принимали  не  только   социальное
неравенство,  господствовавшее  в  окружающем  мире,  но   и   всю   систему
общественных идеалов.
     В античном мировоззрении  преклонение  перед  физическим  совершенством
человека играло большую роль.  В  классических  городах-государствах  Греции
идеалом гражданина  был  гармонично  развитой,  "прекрасный  и  благородный"
человек, сильный разумом и телом. И хотя в  условиях  империи  полисы  давно
потеряли независимость и отпала потребность  в  могучих,  ловких,  преданных
своему городу гражданах -  защитниках  от  внешнего  врага,  но  идеал  этот
продолжал существовать.
     Отражая традиционное античное отношение к  физической  красоте,  критик
христианства Цельс писал, что, если бы дух божий действительно воплотился  в
человеке, он выбрал бы статного, красивого, сильного  человека,  обладающего
красноречием. Один из аргументов, выдвигаемых Цельсом против  божественности
Иисуса, и заключался в том, что, по рассказам,  Иисус  был  некрасив  и  мал
ростом ("Правдивое слово", III, 4,84).
     Хромые, слепые, физически уродливые презирались не только  в  греческом
мире; кумраниты, как уже отмечалось, также считали их "нечистыми". В системе
античных общественных отношений приниженное положение  занимали  и  женщины.
Хотя в первые века империи женщины вступали в различные религиозные союзы  и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-