|
И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
I.
НОВЫЙ ЗАВЕТ И АПОКРИФЫ
Сколько "священных" книг почитали первые христиане
Историк, интересующийся возникновением христианства, становлением его
вероучения, должен изучить самые разнообразные источники: произведения
античных писателей, которые упоминали о христианах, сочинения христианских
богословов и их противников, а также, конечно, те книги, которые сами
христиане почитают священными и боговдохновенными, где изложены основные
догмы христианской религии, легенды о жизни ее основателя - Иисуса,
приведены его слова и поучения. Какие же книги называли священными первые
христиане, жившие в Римской империи в I-II вв.? На первый взгляд ответ на
этот вопрос прост: это те же самые книги, которые христианские церкви и
поныне почитают таковыми, т. е. произведения, включенные в Новый завет:
четыре евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния
апостолов, двадцать одно послание апостолов (автором четырнадцати из них
считается Павел; среди остальных семи, так называемых католических или
соборных, адресованных всем христианам, - одно послание Иакова, два послания
Петра, три послания Иоанна, одно послание Иуды); последнее по порядку
расположения произведение Нового завета - Апокалипсис (Откровение) Иоанна.
Научная литература, посвященная Новому завету, огромна {Из
научно-популярных книг, где разбираются тексты Нового завета, можно, в
частности, указать: Ленцман Я. А. Сравнивая евангелия. М., 1967; Кубланов М.
М. Новый завет. Поиски и находки. М., 1968; Косидовский 3. Оказания
евангелистов. М., 1979.}. Исследователи стремятся установить время и место
создания отдельных его книг, ставят вопросы об их авторстве, источниках,
выявляют противоречия, содержащиеся в этих книгах. Уже сам состав Нового
завета, каким бы привычным он ни казался, вызывает целый ряд вопросов. За
исключением евангелий (в основном трех первых) и посланий Павла (и то не
всех), произведения Нового завета и по жанру, и по содержанию слабо связаны
друг с другом. Послания апостолов представляют собой самостоятельные
произведения, написанные по разным поводам. Среди посланий, в том числе и
среди посланий Павла, наряду с пространными рассуждениями о вероучении, нор-
мах поведения, об организации христианских общин есть письма, адресованные
частным лицам по частным поводам. Например, в письме Павла некоему Филимону
говорится о беглом рабе последнего, христианине Онисиме, которого Павел
просит принять обратно. Или совсем маленькое третье послание Иоанна,
адресованное Гаю, где автор письма хвалит адресата за верность, мимоходом
упоминает какого-то Диатрефа, который "не принимает нас". Никаких
догматических, никаких религиозно-этических положений в этом послании не
раскрывается; письмо написано по конкретному поводу, не вполне ясному из
содержания письма. Особенно резко от остальных произведений Нового завета по
образному строю, языку и даже по религиозным представлениям отличается
Апокалипсис Иоанна, рисующий устрашающие картины суда божия над
человечеством.
Как случилось, что все эти разнородные произведения были объединены и
признаны священными? Были ли включены в Новый завет все христианские
писания, созданные в первые века существования христианства? Или, может
быть, только наиболее ранние из них, так сказать освященные ореолом
давности? Когда произошло это "освящение"?
Современная наука может с достаточной определенностью ответить на эти
вопросы. Мы знаем, что произведения, входящие в Новый завет, некогда были
лишь частью обширной христианской литературы I-II вв.: евангелий,
откровений, посланий, деяний отдельных апостолов. В самом Новом завете
содержатся некоторые прямые и косвенные указания на существование такой
литературы, а также, возможно, устной традиции, не использованной в четырех
евангелиях.
Евангелие от Луки, третье по порядку расположения в Новом завете,
начинается словами: "Как уже многие начали составлять повествования о
совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с
самого начала очевидцами и служителями слова, то рассудилось и мне, по
тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе,
достопочтенный Феофил". Итак, во время написания третьего евангелия
составлялись или были уже составлены многие подобные произведения. Сам
характер апостольских посланий в Новом завете показывает, что они не могли
быть единственными произведениями такого рода; в послании Павла к
коринфянам, которое названо первым, есть упоминание о предшествующем
послании (там сказано: "Я писал вам в послании..."). В третьем послании
Иоанна также есть ссылка на ранее посланное письмо, которого не послушался
некий деятель ("любящий первенствовать у них") Диатреф.
Источником всех сведений о жизни и поучениях Иисуса церковная традиция
считает четыре новозаветных евангелия. Между тем анализ посланий Павла
показывает, что в них встречаются изречения Иисуса и трактовка его образа,
отличные от тех, которые есть в этих евангелиях. Например, в послании к
|
|