|
папа никогда не согласился бы терпеть протестанта в
г. Риме или в странах, повинующихся его законам. Еретики в глазах
духовенства-бунтовщики, которых оно считало себя вправе наказывать за бунт,
тогда как неверные или евреи для него иностранцы, никогда не находившиеся в
зависимости от его духовной власти. Вообще, чем родственнее секта, тем
сильнее ее ненавидят.
Легко догадаться, по чьему наущению императоры преследовали еретиков и
издавали кровавые законы против них. Епископы постоянно будоражили этих
слабых и набожных государей и подогревали их глупое усердие против людей,
взгляды которых, по всей вероятности, вовсе не были известны при дворе.
Гонорий, например, издал кровавые законы против донатистов. Этот император,
один из самых нерешительных государей, правивших империей, в 408 г. принял
торжественную депутацию африканских епископов, собравшихся в Карфагене.
Депутация требовала утверждения законов против еретиков и язычников. Но так
как этот путь показался святому Августину слишком длинным, он написал от
своего собственного имени фавориту императора Олимпию, чтобы тот попросил
императора ускорить дело. Кровавый закон был издан даже до прибытия
депутатов от собора. Закон этот карал смертью донатистов, отказавшихся
присоединиться к взглядам католиков.
Мы бы никогда не кончили, если бы захотели здесь рассказать о всех
гонениях, которые христианское духовенство при покровительстве набожных
государей возбуждало во все века против тех, кто имел несчастье расходиться
с ним во взглядах. Вся история Византийской империи представляет собой
длинный ряд тупоумных императоров, которые по совести считали своим долгом
преследовать и губить те жертвы, которые намечала поповская ярость. Эти
государи по глупости вообразили себе, будто небо требует от них, чтобы они
вмешивались в нелепые и непонятные споры своих вероучителей. Но так как
этими государями руководили попеременно богословы то одной, то другой
партии, их вера никогда не была точно установленной. Секта, считавшаяся
ортодоксальной при одном императоре и на этом основании подавлявшая своих
противников, становилась еретической при другом императоре и оказывалась
гонимой в свою очередь.
К тому же изощренность греков приводила ежедневно к возникновению новых
взглядов, которые сейчас же находили сторонников и противников. Таким
образом, богословие непрерывно вооружало бедных греков для
взаимоуничтожения. Завоевания Мухаммеда и варваров тоже не сумели отвлечь их
от того остервенения, с каким они спорили по непонятным и не имеющим
значения пунктам вероучения. В конце концов турецкое завоевание,
уничтожившее их империю, в пятнадцатом веке застало их еще в пылу споров.
Только завоевание Византии турками положило конец спорам, которые
благочестивые императоры увековечивали своим вмешательством.
Подобно тому как еврейские пророки некогда погубили царство Израиля и
Иуды смутами, которые они там вызывали, точно так же греческие богословы
своими нескончаемыми спорами ослабили и погубили Византийскую империю. Такую
участь фанатизм готовит всем государствам, где ему позволят проявить свое
бешенство.
Если единство взглядов часто дело весьма трудное по наиболее ясным
вопросам, то оно совершенно невозможно в вопросах богословских. Было бы
самым поразительным чудом, если бы христиане оказались согласными во
взглядах. Ведь им приходится черпать свои догмы из туманных, двусмысленных,
бессвязных книг и в коварных текстах, которые каждый может понимать
по-своему. Самая нелепая и бессмысленная затея-пытаться примирить спорщиков,
которые редко сами себя понимают, считают свои мысли непогрешимыми,
воображают, что совесть не позволяет им изменять что-либо в своих взглядах.
Пусть же государи предоставят богословам раздирать друг друга. Спор
-это их стихия. Но пусть они никогда не проявят слабости вмешиваться в их
споры, разве для того, чтобы парализовать их влияние на остальное общество.
Государства испытывают смуты и бедствия, они начинают клониться к гибели,
когда государи имеют глупость стать на сторону какой-нибудь секты. Тысячи
примеров показывают, что набожный государь, руководимый попами,-бич для
своей страны. Все погибло, если государь имел несчастье возомнить себя
богословом и внушить себе, что он сумеет насильно привести людей к
единомыслию.
Вмешательство в богословские споры не дает государям ни чести, ни
выгоды. Да и не стоят они того, чтобы ими занимались. Государь, имевший
неосторожность примкнуть к одной какой-либо партии, неизбежно становится
предметом ненависти другой, которая его позорит. Императора Льва Исавра нам
рисуют как гнусное чудовище за то, что он по указанию весьма многочисленного
собора выступил против иконопочитания. Между тем другие историки, менее
пристрастные, рисуют нам его как великого человека и весьма достойного
государя.
С другой стороны, императрицу Ирину, которую историки единодушно
изображают в самых мрачных красках, некоторые писатели представляют нам как
образец веры, благочестия и усердия. Кардинал Бароний доходит до того, что
оправдывает совершенное ею отцеубийство и ее злодеяния. В чем здесь причина?
А в том, что эта преступная и набожная императрица созвала собор и
восстановила иконопочитание. Отсюда видно, что защита групповых интересов
может заставить забыть самые простые представления о справедливости и
оправдывать самые ужасные преступления. Разумные государи не должны
стремиться угодить спорящим между собой богословам. Они должны делать добро,
прекращать споры и вме
|
|