|
яний.
Когда это распутство дошло до крайнего предела, оно произвело, наконец,
переворот в умах. В Европе началось возрождение наук, книгопечатание сделало
книги более доступными, кое-кто начал задумываться.
Недовольные или ревнивые к своим собратьям, священники начали выступать
против пороков римской церкви, против злоупотреблений духовенства, против
некоторых, наиболее вопиющих обманов, которыми издавна дурачили людей.
Измученные злобой духовных тиранов, оскорбленные их безнравственностью,
раздраженные их вымогательствами, народы стали с удовольствием
прислушиваться к рассуждениям новых учителей.
При помощи своих государей северные королевства, Англия и большая часть
Германии сбросили с себя и разбили цепи Рима и его духовенства. И если бы не
несколько могущественных монархов, которых папа и его помощники ловко сумели
удержать в своих сетях, поражение было бы всеобщим. Эти короли, не поняв
своих собственных интересов, огнем и мечом сохранили у себя деспотическую
власть, которую осуществлял над ними иностранный священник. Став под
влиянием римского духовенства жестокими обманщиками, они, как мы вскоре
увидим, устроили неслыханную резню своих подданных, которые не хотели больше
преклонять колени перед древним истуканом.
Вплоть до нашего времени - а ведь оно считается веком просвещения -
римский первосвященник в больших странах все еще имеет возможность
царствовать над народами и королями. Эти слепые государи, связавшиеся с
духовным государем, который всегда вел борьбу со светской властью,
продолжают и теперь служить господину, которому униженно целуют ноги и чьи
выполняют распоряжения. Приказа из Рима достаточно, чтобы повергнуть в
смятение некоторые государства. Короли достаточно слабы, чтобы верить, будто
религия и политика требуют от них принесения в жертву врагов попа, который
сам был всегда злейшим врагом всех королей на земле.
Но и апостолами реформы руководили не разум, и не любовь к истине, и не
искреннее желание обеспечить благосостояние народов. Ими руководили скорее
тщеславное желание отличиться, желание блеснуть новыми открытиями или
выдумками, ревнивое недовольство главарями господствующей церкви, стремление
оспаривать их мнения, чтобы их опорочить, повредить им и получить господство
вместо них. Таковы были во все времена истинные побуждения ересиархов,
главарей христианских сект.
В Германии Лютер, августинский монах, из зависти к
братьям-проповедникам, которым, в ущерб его ордену, поручили продажу папских
индульгенций, начал опорочивать этот духовный товар. Этой дерзостью он
навлек на себя гнев святого престола. Лютер тоже, в свою очередь, входит в
раж, гнев делает его главарем секты, охватившей вскоре все северные страны.
Его учение проникает далеко и находит во всех странах людей, не желающих
более носить цепи, в которых развратное духовенство держало их столько
веков.
Пример этого нового учителя вызвал подражания. Но подражатели не могли
столковаться ни с Лютером, ни между собой насчет богословских тонкостей и
словесных споров. Каждый хотел понимать Библию по-своему. При таких
обстоятельствах выступил Иоанн Кальвин, французский священник, который,
вкусив от реформы Лютера, возымел честолюбивое желание развить ее дальше.
Вернее, он понял, что лучше ему самому стать главой секты. Этот ловкий и
хитрый человек обладал необходимыми для этого ремесла качествами. Природный
меланхолик и человек непреклонного характера, он стал притворно проявлять
очень большую строгость нравов. Он, однако, не пренебрегал и гибкостью в
деле распространения своих взглядов. Он стал агитировать женщин, и ему даже
настолько повезло, что он возымел успех у двух принцесс, громогласно
объявивших себя сторонницами его учения. Одна из них была Жанна д'Альбре,
королева Наваррская, сестра Франциска первого, короля Франции. Другая была
герцогиня Феррарская, дочь короля Людовика двенадцатого. Несмотря на таких
могущественных покровительниц, Кальвину пришлось удалиться из отечества. Но
ему не пришлось жалеть о жертве, которую он вынужден был принести своим
взглядам. Если он потерял приход во Франции, то стал царствовать в Женеве.
Он стал деспотом вольного города, власти которого скоро стали рабами и
орудиями его страстей.
Сбросив иго Рима, этот новый апостол отнюдь не думал дать свободу умам.
Будучи упрямым в отстаивании собственных идей, он с трудом терпел
противоречия. Он хотел господствовать, и правильно о нем говорили, что он
стал "женевским папой".
Во всяком случае, ясно, что этот желчный реформатор, отрекшись от
взглядов римской церкви, отнюдь не отрекся от духа нетерпимости и гонений,
который был и остается отличительным признаком духовенства.
Мы находим в Кальвине тот же мерзкий нрав, ту же жестокость, плутовство
и мстительность, которые дают ему право стоять рядом со святым Кириллом,
святым Домиником и самыми злобными святыми римской религии. Испанский
фанатик Мигель Сервет осмелился оспаривать догматы троицы, божественности
слова и т. п. другими словами, воскресил взгляды Ария, Фотия, Македония.
Желая поделиться своими взглядами с уважаемым лицом, каким считался Кальвин
в обширном кругу, Сервет, на свою беду, вступил в переписку с этим
богословом. Последний отнесся к нему с высокомерием. Разгневанный Сервет
ответил записками, оскорбительными для тщеславия женевского тирана, который,
как истый служитель евангелия, стал выжидать случая, чтобы показать своему
противнику всю силу богословской ненависти. Такой случай представился через
несколько лет. Сервет
|
|