|
ом положении, что подданные против них восставали,
что их корону отдавали другому и даже жизнь их приносилась в жертву. А если
добрые государи оказывались игрушкой в руках попов, то чего только не
приходилось опасаться государям дурным! Для того чтобы царствовать спокойно,
тиран должен быть набожным, то есть жить в согласии с попами и терпеть их
тиранию, чтобы спокойно тиранить своих подданных.
Святой Григорий, папа римский, занимает выдающееся место среди
латинских отцов церкви. Этот великий святой был ревностным поборником
христианского невежества Он объявил жесточайшую войну произведениям древних.
Он уничтожил огромное количество книг, о чем до сих пор тщетно сожалеют все
те, чьи интересы не совпадают с интересами невежественного Григория.
Некоторые авторы житий приписывают ему чудо, которое как будто не
согласуется с представлениями наших богословов о возможности спасения для
язычников. Именно Альфонс Циакониус написал специальный трактат для
доказательства того, будто молитвы святого Григория имели такую силу, что
они заставили бога освободить из ада душу императора Траяна и святой папа
имел удовольствие видеть, как она поднимается на небо. Это чудо тем более
поразительно, что Траян, вообще говоря, человек весьма почтенный,
преследовал христиан и осудил, между прочим, святого Игнатия Антиохийского,
брошенного на съедение зверям. Этого подвига Григория достаточно, чтоб
убедить самых заядлых скептиков в бесконечном могуществе папы, который,
несмотря на наличие причин, способных возбудить гнев бога, заставил его в
угоду протежируемому папой государю отменить свои строгие постановления,
какими он осуждает на вечный огонь всех, кто умирает вне религии,
необходимой для спасения.
Вообще все, что говорил и видел великий святой Григорий, нельзя,
по-видимому, принимать на веру безоговорочно. Его "Диалоги", переполненные
нелепыми сказками не делают ему много чести. В них отец церкви простодушно
сознается, что в его время узнали о том свете гораздо больше, чем во все
предшествующие века. Объясняет он это тем, что так как близится конец света,
то уже становится возможным заглянуть, что делается на том свете. Что
касается чудес, о которых он рассказывает, то большинство их настолько
нелепо, что приходится прийти к выводу, что тот, кто о них сообщил
потомству, был либо большим жуликом, либо непроходимым идиотом. Оба эти
качества часто сочетаются у отцов церкви. Впрочем, после святого Григория
его преемники сделали еще много новых открытий в странах будущего.
Григорий проявил, как мы видели, большую симпатию к Траяну, очень
хорошему государю, который не был способен на другие преступления, кроме
незнания христианской религии. Но наш святой не всегда был счастлив в выборе
государей, удостоенных его милостей. Так, он подло льстит Фоке,
узурпировавшему императорский трон Маврикия и бывшему гнуснейшим тираном.
Правда, этот тиран в награду за низости Григория признал примат папы, то
есть верховенство римского епископа над всеми епископами в мире. Наш святой,
из смирения присвоивший себе титул "служитель служителей бога",-папы
сохранили его до сих пор-оценил этот признак уважения, которого еще не
удалось добиться ни от одного императора. Он простил Фоке все его
преступления в награду за почтение и преданность святому престолу.
Далее мы видим, что наш святой тесно связан с Брунгильдой, королевой
Франции, которую все историки рисуют как мегеру, чья жестокость вызывает
содрогание. Правда, вопреки своим преступлениям, эта государыня была очень
набожна, очень щедра по отношению к церкви и основала большое количество
монастырей, а это должно было загладить в глазах папы много грехов.
Если судить о святом Григории по его эмиссарам, можно убедиться, что
святой отец проявил пламенное усердие в пропаганде веры или по крайней мере
в расширении юрисдикции римского престола. Желая совершить духовное
завоевание Англии, папа отправил туда монаха по имени святой Августин
проповедовать там веру. Последний обычно считается апостолом Англии. Однако
святой Гильда, монах, очень древний автор, утверждает, что евангелие
проникло в эту страну уже во времена апостолов, около 35 года от рождества
Христова. Выходит что по Usserius'y в Великобритании были христиане за
девять лет до того, как ученики Иисуса Христа появились в Риме. Согласно
достопочтенному Беде (тоже монах), британская церковь была строго
ортодоксальной, хотя она во многом отличалась от римской церкви, особенно в
отношении обрядов. Августин, посланец Григория, захотел изменить обряды и
уничтожить привилегии архиепископов, поставив их в зависимость от римского
епископа. Британские епископы сильно воспротивились новшествам Августина и
его узурпаторским стремлениям и отказались признать его своим примасом.
Тогда наш святой апостол, возмущенный таким святотатственным сопротивлением,
побудил Эдельберта, короля Кента, перебить тысячу двести священников и
епископов, которые на соборе отказались признать монаха Августина главой
своей церкви.
Таковы методы, посредством которых святой монах создавал успех своей
миссии, а римская курия расширяла свои завоевания. Ведь, конечно, надо
думать, что прежде, чем доходить до таких крайностей, Августин запрашивал
своего господина, святого Григория. Во всяком случае, он обращался к нему за
указаниями по вопросам менее важным, чем резня, о которой мы упомянули.
Вот, например, несколько вопросов, которые поставил папе наш миссионер,
и ответы на них его святейшества. Монах запросил, можно ли крестить
беременную женщину. Папа ответил, что не видит препятствий к ее крещению.
Монах запрашивает, какой срок требуется для мужчины, чтобы получить право
войти в церковь или при
|
|