|
ращение, но даже распорядился отправить его в самые
отдаленные места империи, сослать его в такое место, где бы он не мог
интриговать и возбуждать умы своих сторонников.
Распоряжение императора было выполнено столь добросовестно, что святой,
изнуренный усталостью, умер в пути. Таким образом, непреклонный учитель стал
мучеником своей желчности, суровости и упрямства, он пал жертвой своего
дурного характера, который он сам считал проявлением великого рвения о славе
божьей. Но так как церковь в ее вечных распрях с государями часто нуждается
в упрямых фанатиках, жертвующих собой ради нее, она выдвигает Златоуста в
качестве совершенного образца твердости и мудрости.
Если поведение этого греческого отца церкви не вызывает уважения к
себе, то не лучше обстоит дело с его нравственными принципами. Их можно
считать почти столь же нелепыми, как и его поведение. В комментарии к
святому Матфею, который некоторые критики считают подделкой, Златоуст
называет второй брак блудом. Но при этом он говорит, что с разрешения бога
это преступление становится почетным и законным. Принадлежит ли это
произведение Златоусту или нет, во всяком случае, он резко осуждает второй
брак и в сочинениях, которые единодушно приписываются ему. Да и вообще он,
как и многие другие отцы церкви, рассматривал брак как состояние
несовершенства и полагал, что, если бы не грех Адама и Евы, соединение полов
могло бы совершаться без всякой чувственности.
Не менее враждебен был наш строгий святой и к торговле. Он осуждает
занятие торговлей, запрещение которой он находит в псалме 70. Торговец, по
его мнению, никогда не может быть угоден богу; христианину не следует
заниматься торговыми делами, а если он это делает, его надо изгнать из
церкви. Далее, он считает отдачу денег в рост воровством.
Гораздо менее щепетильным он оказывается в более важном пункте, когда
оправдывает поступок Авраама, предложившего Сарре выдать себя за его сестру.
Это, во-первых, было ложью или, по крайней мере, заявлением, имевшим целью
ввести в обман египтян. Во-вторых, этим Авраам вводил жену и египетского
царя в грех прелюбодеяния. А Златоуст хвалит Сарру за проявленную ею в этом
деле уступчивость и геройское мужество, с каким она подверглась риску
совершить прелюбодеяние.
Все же в морали этого великого учителя встречается и кое-что более
умное, это когда он прямо высказывается против гонений. В этом пункте
Златоуст сходится со всеми учителями, которые сами подвергались гонениям.
Принцип веротерпимости оспаривали лишь те, которые чувствовали себя
достаточно сильными, чтобы дать другим испытать плоды их святого рвения.
Святой Василий, прозванный Великим, епископ кесарийский в Каппадокии,
также являет пример упорства и свирепости, которые святоши прикрывают
рвением. Император Валент лично дважды приезжал в Кесарию, чтобы вразумить
святого. Но святые упрямы и не желают идти на соглашение. Когда разгневанный
государь готов был уже подписать приказ об изгнании Василия из города, у
него заболел сын. Валент сейчас же послал за прелатом, присутствие которого
якобы немедленно исцелило сына. Но так как отец окрестил сына у ариан,
святой немедленно лишил его своего покровительства. Мальчик снова заболел и
умер. Это чудо отнюдь не свидетельствует о духе благотворения. Остается
заподозрить достоверность чуда, которое не могло заставить императора
отказаться от своих заблуждений, а ведь, казалось бы, такое чудо должно было
убедить его в могуществе и в правоверии святого.
По всей видимости, Василий так же мало умел быть преданным другом, как
и угодливым подданным своего государя. Святой Григорий Назианский, его
товарищ по занятиям и старинный друг, никогда не мог примириться с
бессердечностью Василия, который, управляя пятьюдесятью епархиями, не дал
ему ни одной, даже самой маленькой. Отсюда видно, что, во-первых, святые
поступали дурно со своими друзьями и что, во-вторых, святые не всегда
нечувствительны к своим земным интересам.
Святой Василий считается учредителем монашеского ордена на Востоке, для
которого он разработал очень строгий устав. Поразительно, что великий
богослов здесь открыто противоречит предписаниям Иисуса Христа. В Евангелии
от Матфея (гл. 6, ст. 16-17) Иисус говорит: "Когда вы поститесь, не будьте
унылы, как лицемеры, которые принимают на себя мрачные лица... А ты, когда
постишься, помажь голову твою и умой лицо твое". Василий, напротив, требует,
чтобы "смирение монаха проявлялось и в его внешности, чтобы взор у него был
грустный и опущенный долу, голова непричесана, одежда грязная и небрежная".
Таким образом, святые присвоили себе право исправлять предписания своего
божественного учителя. Как и многие другие богословы, Василий осуждает
второй брак, как блуд и многоженство. Точно так же он порицает законную
самозащиту, всякие войны, процессы, клятвы. Наконец, в качестве заклятого
врага радости, он утверждает, что христианин не должен смеяться.
Но не будем задерживаться на подобных пустяках. Перейдем к рассмотрению
святого, больше прославившегося рвением и преступлениями. Поговорим о святом
Кирилле, патриархе александрийском, который затмил большинство прелатов
своего времени гнусностями, в которых он повинен. Крупный заговор возвел
этого церковного героя на престол первосвященника александрийского.
Уверенный в поддержке своих сторонников, Кирилл не ограничился тем, что
распоряжался духовными делами своей епархии, он захотел осуществлять
неограниченную власть и в делах светских. Первым шагом его было закрытие
церквей, принадлежавших раскольникам-новатианам. Затем он завладел их
священной утварью и украшениями церквей. Наконец, он конфисковал все
имущество их епископа Фе
|
|