|
ились. Они показывают, что этот смиренный пастырь
считал себя правомочным распоряжаться спасением душ своей паствы и был
уверен, что любовь к ближнему требует от него безжалостного осуждения всех,
кто противится его деспотическим решениям.
А решения святого Киприана и его сторонников не всегда сходятся с теми
решениями, какие приняли впоследствии церковь и другие отцы. Так, в его
время как раз возник спор, наделавший впоследствии много шума, по вопросу о
том, надо ли вторично крестить еретиков, когда они возвращаются в общину
верных. По этому случаю наш святой, вопреки мнению римской церкви, опираясь
на созванный им многолюдный собор африканских епископов, упорно настаивал,
что еретиков надо вторично крестить. Он, таким образом, был повинен в ереси
донатистов, которых католическая церковь впоследствии под руководством
великого святого Августина жестоко преследовала и осудила на многих соборах.
Глава пятая. ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПРИ ХРИСТИАНСКИХ ИМПЕРАТОРАХ: СВЯТЫЕ АФАНАСИЙ,
ВАСИЛИЙ, ЗЛАТОУСТ, КИРИЛЛ. АВГУСТИН, ИЕРОНИМ. ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ.
После краткого разбора взглядов и поведения учителей церкви, живших в
эпоху язычества, бросим беглый взгляд на тех отцов церкви, которые появились
после того, как христианство стало пользоваться покровительством императоров
и одержало победу над своими гонителями. Эти учители не были ни
образованнее, ни честнее, ни добрее. Напротив, они оказались еще более
слепыми и открыто проявили свою злобу. В этих пастырях церкви, которых
превозносят за святость и знания, мы находим лишь гордость, упрямство, жажду
мести, жестокость, интриганство, честолюбие и алчность. Словом, приходится
воскликнуть вместе с поэтом: "Столько желчи вмещает сердце святош!"
С тех пор как Константин избавил церковь от страха преследований,
христиане дали полную волю своим страстям и стали бесчеловечно преследовать
и уничтожать друг друга, сражаясь под знаменами своих почтенных наставников,
которые никогда не могли прийти к соглашению по вопросам веры и всегда
утверждали, что нет ничего важнее на свете, чем следовать выдуманному ими
самими учению. Словом, епископы, которые при императорах-язычниках вынуждены
были сдерживать свой фанатизм и ярость и грызться втихомолку, решили, что
при императорах-христианах им все дозволено.
С тех пор они в своем бешенстве покрыли весь мир позором и кровью. Мир,
дарованный церкви благодаря покровительству Константина, послужил для ее
служителей сигналом к открытой войне, длящейся до сих пор.
Первым бойцом, отличившимся в этой "священной" войне, был святой
Афанасий, епископ александрийский. До него церковь еще не приступала к
серьезному изучению того, что собой представлял основатель христианства
Иисус Христос. Находили, что евангелие достаточно ясно его определило,
называя его сыном божьим. Но евангелие называет его и сыном человеческим.
Короче, писания апостолов, как мы уже заметили, не высказываются вполне
определенно насчет божественности своего учителя. Социн и его последователи
утверждали, что до Никеиского собора вся христианская церковь разделяла в
вопросе о Христе их точку зрения, отвергающую его божественность, и что
члены Никейского собора взяли на себя смелость выдумать новый догмат,
неизвестный их предшественникам. Такого же мнения, по-видимому, отец Пето,
иезуит и очень ученый критик, а до него ученый Этьен де Кур-сель,
протестант. Сандиус в своей "Истории церкви" постарался доказать, что все
отцы церкви до Ария разделяли его точку зрения. Знаменитый Жан Леклерк
установил, что на основании некоторых рукописей посланий святого мученика
Игнатия последний оказывается арианинэм.
В таком неопределенном положении находилось дело, когда александрийский
священник Арий рассудил, что приписываемая Иисусу божественность неизбежно
ведет к признанию двух богов в христианстве, а ведь оно кичится тем, что
проповедует единого бога. Арий поэтому утверждал, что сын божий не был ни
равен, ни единосущен отцу. Против этого мнения Ария резко выступил святой
Афанасий. Оно было затем осуждено на Никейском соборе, где точка зрения
нашего святого одержала верх.
Но Константин, который отнюдь не был тверд в вере, скоро изменил свое
мнение насчет божественности Христа. Вследствие подстрекательства некоторых
арианских епископов, обвинивших Афанасия в чудовищных преступлениях, он был
осужден Тирским собором и отправлен в изгнание в Галлию за то, что он, как
говорили, грозился приостановить подвоз хлеба из Египта в Константинополь.
Так как императорский трон занимали попеременно то ариане, то сторонники
божественности Христа, нашего прелата то смещали, то вновь восстанавливали,
на епископской кафедре. Вообще вся жизнь этого святого свидетельствует о его
буйном, неукротимом нраве. Не останавливаясь на тяжких обвинениях со стороны
его противников, давших ему почувствовать всю тяжесть богословской
ненависти, мы должны, во всяком случае, констатировать, что он не обладал ни
кротостью, ни евангельским терпением. В своих писаниях он не знает меры в
нападках на врагов. Прямо поражаешься, когда читаешь оскорбления, которыми
он осыпает своего государя Константина, преувеличивая его преступления и
наделяя его прозвищем антихриста. Не знаешь, чему больше удивляться-дерзости
гонимого или терпению гонителя, который ведь мог сурово наказать человека
божьего за его пылкость. Характерно письмо святого Афанасия к отшельникам. В
этом послании он ведет такие речи, как и все богословы, когда они не у
власти,- он хвалит терп
|
|