|
е думать, что все пострадавшие или умершие за христианскую
веру были обманщиками. По всем данным, большинство мучеников были легковерны
ми добросовестными фанатиками, одурманенными своими духовными вождями,
которые внушали им необходимый пыл, чтобы упорно поддерживать дело, полезное
личным интересам вождей. Последователями религиозных обманщиков являются
глупцы, а когда эти глупцы преисполнены воодушевления, внушенного им
наставниками, они готовы презреть мучения и смерть.
Было бы, может быть, неправильно думать, что все первые проповедники
религии были обманщиками. Даже среди них могли находиться люди простые,
легковерные, простодушные, которые под руководством своих более хитрых
собратьев стали в их руках полезным орудием для осуществления их целей
Мухаммед был обманщиком. Ему посчастливилось найти добросовестных фанатиков
в лице большинства своих первых последователей. Иисус, согласно евангелию,
имел, по-видимому, трех главных доверенных лиц-Петра, Иакова и Иоанна. Они
могли быть хранителями тайн своего учителя. Все прочие апостолы, возможно,
чистосердечно верили, что их учитель - мессия, предсказанный пророками, или
восстановитель Израильского царства. После смерти Христа ловкий и сильный
Павел присоединился к комитету апостолов и создал зарождающейся секте успех,
превзошедший, несомненно, ожидания прежних главарей. Во всех сектах
несколько ловких людей всегда становятся господами над прочими.
Мало того, часто бывает, что человек, бывший вначале обманщиком, в
конце концов становится добросовестным энтузиастом. Заинтересованность
создает ему иллюзии, и с течением времени он убеждается в реальности той
лжи, которую он сам раньше выдумал. Мы часто видим, что лжецы в конце концов
сами начинают верить в небылицы, которые они обычно распространяют. Таким
образом, часто в одном и том же лице соединяются обманщик и фанатик.
Итак, надо различать два вида мучеников. Одни из них были обманщиками,
ставшими жертвой своей опасной профессии. Они могли проявить то же мужество,
как и другие. Ведь, попав в руки судей, они понимали, что отступление
невозможно, что им придется понести наказание либо как нарушителям указов и
законов, либо как соблазнителям и мошенникам. Не имея возможности избежать
смерти, обманщики тоже решали умереть мужественно. Этим они по крайней мере
спасали свою честь в глазах своих приверженцев. Другой вид мучеников
представляли фанатики, у которых фантазия была сильно возбуждена
пастырями-обманщиками или опять-таки фанатиками.
Исходя из этого, посмотрим-на основании истории церкви и сохранившихся
памятников,-каковы были методы, которыми пользовались первые христианские
пастыри, чтобы подавить рассудок, вызвать доверие к себе и разжечь
воображение последователей. Прежде всего, они настаивали на необходимости
веры, то есть слепой покорности, необходимой для целей церкви. Апостол,
пастырь или епископ, обеспечив себе покорность паствы, беседовали с нею о
своем собственном величии, о возвышенности своей миссии, выставляли себя в
качестве посредников между богом и людьми и даже как богов земных.
Чтобы убедиться в том, какое высокое мнение о себе внушают пастве
главари и пастыри церкви, достаточно привести одно место из Постановлений
апостольских (книга 2, гл. 26). Эта книга хоть и не принадлежит апостолам,
которым ее приписывают, но, во всяком случае, восходит к глубокой древности.
И вот что там пишется:
"Кто стал епископом, тот является служителем Слова, хранителем веры,
посредником между богом и вами посредством почитания, которое он воздает
богу. Он учитель благочестия. После бога он отец ваш, возродивший вас кровью
и духом, чтобы вы были приняты богом. Он ваш управитель и руководитель. Он
ваш царь и государь. После бога он ваш земной бог, которого вы должны
почитать". В другом месте той же книги (книга 2, гл. 2) сказано, что
епископа следует рассматривать как представителя бога среди людей, поскольку
он распоряжается всеми людьми, священниками, царями, должностными лицами.
Хотя Постановления апостольские, откуда взяты эти цитаты, считаются
апокрифическим произведением, нетрудно видеть, что христианская церковь
отнюдь не отказалась от возвещаемых здесь принципов величия епископата. В
частности, их целиком усвоил римский первосвященник, особенно в те времена,
когда он, как мы вскоре увидим, распоряжался тронами. Современные льстецы не
постеснялись дать ему титул наместника бога. В дальнейшем мы увидим, что
многие государи были низложены епископами, которые согласно Постановлениям
апостольским распоряжаются всеми людьми, царями, должностными лицами.
У некоторых современных христиан хватало духу несколько снизить то
возвышенное представление, которое старались создать о себе епископы в
древности. Но первые христиане, несомненно, были самого высокого мнения о
своих пастырях. Они смотрели на них как на людей боговдохновенных, на
которых при "возложении рук" сошел дух божий. Им приписывали дар
пророчества, власть изгонять бесов, способность творить чудеса. В глазах
верующих епископы и священники казались существами, одаренными милостью неба
более совершенным образом, чем прочие смертные. Епископы свободно избирались
народом, но ему внушали, что его выбор - результат божественного внушения.
Епископов, говорил святой Киприан, назначает бог, а не люди. Смотри главу
седьмую настоящей книги.
Упрочив выгодное мнение о себе в глазах своих последователей, главари
церкви приобрели право диктовать их разуму те или иные убеждения, выносить
решения по вопросам их веры, разжигать их фанатизм, внушать им настроения,
соответствующие интересам епископов.
Независимо от тех
|
|