|
ет святость этих великих людей? Сами апостолы и их
ученики. Но, хотя эти показания весьма подозрительны, мы вынуждены
довольствоваться ими. За отсутствием других, более достоверных памятников
обратимся к Деяниям апостолов, приписываемым святому Луке, ученику святого
Павла, а также к произведениям, приписываемым апостолам, и попытаемся по ним
составить себе представление об этих великих святых. Разбор этих
произведений даст нам возможность установить, были ли знаменитые
основоположники христианства столь достойны уважения, совершенны и
добродетельны, какими христиане их представляют себе.
В поведении святого Петра, "князя апостолов", мы при жизни Иисуса
Христа не находим ничего похвального. Несмотря на милости, которыми его
осыпал учитель, он не преминул трусливо отречься от него, когда увидел его в
руках судей. Правда, он потом раскаялся в своей неблагодарности и в ошибке и
горько ее оплакивал. После сошествия святого духа на апостолов Петр, если
верить Деяниям апостолов, стал совершенно новым человеком. Этот
необразованный и невоспитанный человек стал проповедником, чье бурное
красноречие обращало тысячи евреев сразу. Так как он занял первое место
среди апостолов Христа, который пользовался им как доверенным лицом при всех
своих сверхъестественных операциях, то надо думать, что учитель обнаружил у
него таланты, подходящие для его целей. Эти же причины послужили, надо
полагать, основанием для того, чтобы он занял выдающееся положение в
коллегии апостолов, главой которых он стал. Впрочем, евангелие сообщает что
Иисус специально возложил на него обязанность "пасти его овец". Отсюда можно
заключить, что у него были какие-то таланты, которыми не особенно отличались
его святые собратья. В силу этого наш апостол некоторое время играет в
зарождающейся секте первую роль Автор Деяний постарался приписать ему
множество чудес. Мы видели выше, что Петр не очень достойным образом
воспользовался чудом в деле Анания и Сапфиры.
Согласно легенде, которую надо рассматривать как сказку наш святой
совершил путешествие в Рим, чтобы основать там святую римскую церковь. В
силу этого столь сомнительного путешествия папа объявляет себя преемником
святого Петра, видимым главой церкви, "наместником Иисуса". Если верить этой
легенде, святой Петр в Риме выступил на диспуте против Симона-волхва,
который противопоставлял чудеса магии чудесам нашего апостола. Последний,
вместо того чтобы молить бога об обращении противника, молит его жестоко
наказать Симона чтобы сокрушить зло. Согласно этой сказке, делающей мало
чести Петру, не проявившему по этому случаю особого обилия любви, маг по
молитве нашего святого был низринут с высоты и сломал себе ноги.
Но не будем останавливаться на легендах, отвергаемых даже некоторыми
христианами. Будем держаться лучше в пределах того, что нам рассказывают
произведения рассматриваемые церковью как подлинные и боговдохновенные.
Деяния апостолов сообщают нам, что мир в церкви скоро был нарушен
ожесточенными спорами и настоящим расколом. Зачинщиком этих споров был один
из величайших христианских святых, которого церковь почитает как одного из
основоположников христианства -я имею в виду Павла. Вначале он был ярым
врагом христиан. Но бог чудесным образом изменил его сердце и он стал одним
из самых пламенных проповедников новой секты. Так как его рвение навлекло на
него преследования со стороны евреев, он был вынужден бежать из Иерусалима.
Недовольный израильтянами, он начал проповедовать среди язычников.
Павел понимал, что новизна всегда прельщает суеверных людей. Он
рассчитывал на легковерие язычников и не ошибся в своих предположениях.
Деяния апостолов сообщают, что его проповедь имела огромный успех в Малой
Азии и Греции. Он понимал, что для того, чтобы облегчить свои духовные
завоевания среди язычников, надо проявить снисходительность к ним. Он
поэтому освободил их от выполнения некоторых еврейских обрядов и церемоний,
которые были им противны. В частности, он счел полезным для успешности
пропаганды избавить обратившихся в новую веру язычников от такой нелепой и
болезненной церемонии, как обрезание.
Уступчивость Павла не понравилась прежним апостолам. Они рассматривали
это как ересь. Будучи, как и их учитель Иисус, евреями, они сначала
находили, что очень нехорошо освобождать прозелитов из язычников от
обрезания, этого удивительного знамения завета между всевышним и Авраамом и
его потомками. Так как Христос выдавал себя только за реформатора, не
собиравшегося уничтожать законы Моисея, апостолы не могли так легко
согласиться на то, чтобы выбросить из религии обряд, который считали
необходимым для спасения.
Павел прибыл в Иерусалим, чтоб поддержать свою точку зрения против
остальных апостолов. Последние вынуждены были уступить. Они боялись, должно
быть, погубить зарождающееся движение ссорой с таким буйным по характеру
человеком, как Павел, к тому времени сколотившим себе уже довольно
многочисленную группу сторонников. Апостолы собрались на собор в Иерусалим и
от имени святого духа заявили, что, хотя сам бог объявил обрезание
необходимым для спасения евреев, в нем нет необходимости для спасения
язычников.
Добившись благодаря своему влиянию такого решения, Павел отделился от
своих собратьев и отправился путешествовать с Варнавой, чтобы увеличить
число своих сторонников. Миссионер своей проповедью ведь старается расширить
свои победы и увеличить число собственных подчиненных. Однако наш великий
апостол не замедлил поссориться со своим собратом-святым Варнавой. Отсюда
можно убедиться, что мир и согласие не могут долго существовать даже между
величайшими святыми.
|
|